Влияние закона о локализации такси на рынок перевозок в России.

С 1 марта 2026 года в России начнут действовать новые правила по уровню локализации автомобилей, работающих как такси. Как изменится рынок пассажирских перевозок, и какие цены появятся на услуги, пока неясно.

Первоначальный вариант закона о резонансе предусматривал обязательное производство всех новых автомобилей для пассажирских перевозок российского происхождения уже с октября 2025 года. Отраслевые объединения, ознакомившись с предложениями, выразили обеспокоенность. В финальной версии документа отрасли дали время на адаптацию. Закон был изменен и принят. Госдумой Менее радикально, чем изначально предполагалось.

ЧТО ПОТРЕБУЕТ ЗАКОН

С марта следующего года автомобили могут использоваться в такси только при выполнении одного из двух условий: соответствие количеству баллов локализации показателям для госзакупок (сейчас 3200 баллов) или выпуск в рамках СПИК с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года. Возможен допуск транспорта, выпущенного по более поздним СПИК, но только по решению правительства РФ.

С 2033 года в реестр такси смогут входить только автомобили, достигшие минимального порога локализации, установленного для участия в госзакупках. С января 2027 года этот порог поднимется до 3500 баллов, а с 2028 года — до 3700. Баллы начислят за производство на российских предприятиях и использование отечественных компонентов. Например, сварка кузова оценивается в 400 баллов, окраска — в 500, а использование российского металла объемом не менее 70 % от общей массы кузова — в 200.

Новые требования не будут применяться к автомобилям, внесенным в региональные реестры такси до 1 марта 2026 года. По данным комитета Госдумы, на 1 мая 2025 года в сфере такси было задействовано 1,046 млн автомобилей. Автомобили могут оставаться в эксплуатации до 10–15 лет, пока технически исправны, пояснил Евгений Москвичев, глава Комитета Госдумы по транспорту и один из авторов инициативы. По его словам, положения закона не будут иметь обратной силы, и менять автомобиль на локализованный не придется. Срок действия лицензии на такси составляет пять лет, поэтому автомобили, зарегистрированные в 2025 году, смогут эксплуатироваться до 2030-го, если они остаются технически исправными.

В Калининградской области и Сибирском федеральном округе новые требования вводятся с 1 марта 2028 года, а на Дальнем Востоке — с 1 марта 2030 года.

ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО

Международная обстановка потребовала принятия таких мер. «Когда против нас такое количество санкций, вызовов, угроз, плюс демпингуют в мире для того, чтобы свою продукцию нам продать, — понятно, что если сами не будем развивать свое автомобилестроение, его за нас никто развить не будет», — говорил председатель Госдумы Вячеслав Володин во время рассмотрения проекта.

Создатели инициативы ставят своей целью поддержку российского автопрома.
Это необходимо для снижения зависимости от импорта и повышения конкурентоспособности отечественной автомобильной промышленности. По мнению председателя Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимира Гутенева, закон создаст дополнительный рынок сбыта для российских автозаводов, увеличит поступления налогов и повысит конкуренцию среди производителей. Авторы упомянули о зарубежном опыте использования национальных марок автомобилей в службе такси, отметив, что Россия следует мировому тренду.

Закон призван сделать отечественный автомобильный сектор более независимым и предотвратить повторение событий весны 2022 года, когда иностранные автопроизводители ушли с российского рынка, нарушив баланс в транспортной отрасли. Решения, принятые в этом контексте, направлены на уменьшение рисков, связанных с зависимостью от иностранных поставщиков, и обеспечение стабильности рынка такси в России.

Глава Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов посчитал, что принятые меры откроют для российских автопроизводителей дополнительный рынок сбыта примерно в 40–50 тысяч автомобилей ежегодно, что обеспечит приток в бюджет дополнительных 10-12 млрд рублей налоговых поступлений. По мнению Кутепова, зарубежные страны активно переходят на использование национальных марок автомобилей в такси, и Россия движется в этом же направлении. Сенатор предлагает пойти дальше и распространить требования по локализации и на автомобили каршеринга. Законопроект на эту тему внесен в Госдуму, но на момент публикации он еще не рассматривался.

КАКИХ МОДЕЛЕЙ ЭТО КОСНЕТСЯ

Сколько моделей смогут работать в такси после внесения поправок в закон? Вячеслав Володин утверждает, что в итоговой версии закона будет учтена специфика регионов, поэтому к работе в такси допустят продукцию предприятий из Калининграда, Москвы, Тулы, Дальнего Востока, Самарской области и Санкт-Петербурга.

Смягчение требований к такси, разрешающее автомобили СПИК, не исключает китайских машин из сферы пассажирских перевозок. Некоторые бренды из Поднебесной уже производят или планируют производить автомобили в России. Закон направлен на ускорение этих процессов.

После появления нового закона, в сети стал популярен следующий перечень моделей. Lada Granta, Lada Aura, Lada Vesta, Haval JolionHaval F7 / F7x, Kaiyi E5, BAIC U5 Plus — возможные варианты. Точный список допустимых моделей пока неизвестен.

Исследование Аналитического центра при Правительстве РФ показало, что средняя доля автомобилей, соответствующих требованиям закона, в российских таксопарках не превышает 20 %. В Дальневосточном федеральном округе доля импортных автомобилей достигает 96 %.

Управляющий компанией yandex-pro.com Максим Петрович считает требование о 3200 баллах локализации или производстве в рамках СПИК серьезным вызовом для рынка. По его оценкам, подобным критериям соответствуют не более 25–30 % автомобилей в таксопарках России. На Дальнем Востоке показатель может быть ниже 5 %. Под ограничения попадают популярные модели: Kia Rio, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo прежних поколений, Toyota Camry, большинство автомобилей китайских брендов. Из массового сегмента останутся преимущественно Lada, некоторые модели Haval, УАЗ и ограниченное число локализованных иномарок.

Эксперт, подобно авторам закона, рассчитывает на его стимулирующее воздействие, которое должно побудить к локальной организации производства иностранных брендов в России. «Производители из Китая уже активизировали стремление к большей локализации. Но полное достижение нужной отметки требует больших инвестиций и времени — речь не только о сборке, но и об организации производства комплектующих», — подчеркнул Максим Петрович.

Председатель Союза пользователей цифровых платформ «Цифровой Мир» Валерий Конеев выражает негативное отношение к предложенному списку моделей для такси. По его мнению, при строгом подходе к параметрам соответствия условиям локализации в России не выпускаются автомобили, соответствующие критерию 3200 баллов. Согласно исследованию экспертов НАМИ, процент российских деталей в самой локализованной модели АВТОВАЗа Lada Granta составляет около 47%, что соответствует примерно 2500 баллам. Он считает, что принятие закона в данном виде не ускорит локализации. Главным критерием для автомобилей, которые должны закупаться в такси с 1 марта 2026 года, является их производство по заключенным в определенный период специнвестконтрактам, а не баллы их локализации.

БУДЕТ ЛИ РОСТ ПРОДАЖ

До вступления нового закона у таксопарков есть десять месяцев для регистрации автомобилей по старым правилам. Будущее рынка остаётся неопределённым, поскольку список разрешённых моделей такси пока не опубликован.

Можно обсуждать, начнут ли компании модернизировать автопарки за счёт покупки иностранных машин, не отвечающих новым требованиям по локализации. Председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова в комментариях предупредила, что не все компании смогут себе позволить массовый апгрейд из-за высоких ставок по кредитам и лизингу. По её мнению, обновление будет носить выборочный характер, а новый закон приведёт к ускоренному износу парка автомашин в сфере такси, что повлияет на качество обслуживания пассажиров и условия работы водителей.

До марта 2026 года возможен временный рост спроса на нелокализованные автомобили для такси из-за стремления таксопарков обновить автопарк «про запас». После вступления закона в силу ожидается увеличение продаж отечественных автомобилей и моделей с высоким уровнем локализации на 20–25 %. Что касается цен, то эксперт оценивает возможное временное повышение стоимости иномарок на 10–15 % из-за ажиотажного спроса. Затем рынок стабилизируется с наценкой за локализованные модели, особенно в первые 1–2 года после вступления закона в силу.

Представитель «Цифрового Мира» считает, что принятие закона не повлияет на продажи автомобилей. Потребность в них определяется финансовыми возможностями покупателей, а они с начала года снизились минимум на треть из-за высоких процентных ставок. Поэтому в ближайшие два квартала цены на автомобили будут снижаться из-за скидок продавцов на остатки, хранящиеся на затоварившихся складах, отметил Валерий Конеев.

Замена автопарка на машины отечественного производства с высоким уровнем локализации потребует больших расходов. Таксопаркам придется изменить всю материально-техническую базу, включая запасные части и расходные материалы, под новые модели автомобилей.

Алексей Елисеев, технический директор компании «Такси 495», приведя пример с китайской и российской техникой, утверждает, что у последней могут быть более высокие расходы на обслуживание. «Фильтр воздушный на кроссовере Geely Coolray стоит 400 рублей, а воздушный фильтр на «Москвич 3» — 1800 рублей. По масляным фильтрам разница меньше. А вот кузовные детали на «Москвич» стоят в разы дороже. Соответственно, выше и стоимость владения «Москвичом», по сравнению с моделями, не проходящими закон о локализации», — сказал эксперт. В целом для бизнеса это удар, считает он.

ЧТО ЖДУТ ОТ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ

Несмотря на заявления депутатов о смягчении норм закона, появились прогнозы об уходе легальных перевозчиков и негативных последствиях. Авторы законопроекта рассчитывали на увеличение поступлений в бюджет, однако эксперты ожидают худшего сценария. Экономисты НИУ Высшая школа экономики прогнозируют потерю федеральным бюджетом около 350 млрд рублей за три года из-за сокращения налоговых доходов вследствие ухода водителей в теневой сектор. Кроме того, новшество, по их мнению, приведет к снижению поступлений от таможенных пошлин, утилизационных сборов и акцизов на импортируемые авто. Эксперты предупреждают о том, что большая часть самозанятых водителей в ближайшие годы потеряет возможность работы в такси, а расходы таксопарков значительно возрастут, сделав их деятельность убыточной. Это вызовет уход большого числа водителей из отрасли, дефицит кадров в такси может составить 500 тысяч человек за три года.

Самозанятые водители, использующие личный транспорт для работы в такси, могут оказаться в сложном положении из-за отсутствия возможности быстро обновлять технику. В регионах такие водители выполняют большой объем заказов, сравнимый с работой крупных таксопарков. Ограничения по выбору автомобилей могут заставить их уйти из профессии, что негативно отразится на обеспечении населения услугами такси.

Аналитический центр при Правительстве РФ утверждает, что затраты на модернизацию автопарка могут превзойти возможности большинства операторов. Рабочие места могут исчезнуть, особенно у водителей, работающих не полный день.

Самозанятые и индивидуальные предприниматели (ИП) уже сейчас плохо соответствуют требованиям 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси», считает Валерий Конеев, комментируя публикации аналитиков. По его мнению, при проверках они просто исчезают из официальной сферы и работают через мессенджеры. Введение новых правил только усилит отток ИП из «белого» такси, что приведет к нехватке водителей и повышению цен на официальные услуги.

Эксперт утверждает, что бюджет навряд ли получит прибыль от роста производства отечественных автомобилей. Рынок остаётся прежним; происходит лишь перераспределение продаж между производителями, уточняет эксперт. «Однако потеря от ухода в нелегальную сферу сотен тысяч самозанятых и ИП может составить десятки миллиардов рублей ежегодно», — полагает глава Союза пользователей цифровых платформ.

Максим Петрович считает, что наибольшие трудности будут у самозанятых водителей и малых ИП, у которых нет возможностей быстро обновлять автопарк. По его мнению, агрегаторы и крупные такси могут предложить программы поддержки: например, льготную аренду локальных автомобилей или специальные условия лизинга.

Эксперт по кадровому вопросу допускает временное сокращение числа водителей, особенно в первые 6–8 месяцев после вступления закона в силу. Представитель официального партнера «Яндекс.Такси» выразил более оптимистичный прогноз: рынок может потерять до 15–20 % водителей, но в среднесрочной перспективе баланс восстановится благодаря адаптации и новым программам по привлечению кадров.

Прогнозы ВШЭ о потере 350 млрд рублей кажутся преувеличенными. Часть рынка может уйти «в тень», но рост продаж отечественных автомобилей, увеличение их локализации и развитие смежных производств приведут к нейтральному или слабоположительному экономическому эффекту. Поддержка российского автопрома необходима, но должна включать переходный период и меры поддержки для участников рынка такси: субсидирование процентов по кредитам на приобретение локализованных автомобилей или налоговые льготы в этот период.

ЧТО БУДЕТ С ЦЕНАМИ НА ПОЕЗДКИ

Цену тоже нужно учитывать. Нехватка машин, особенно в часы пик и в регионах с медленным обновлением парка, может привести к повышению тарифов и увеличению времени ожидания. Возникает вопрос: такси вернется к категории роскоши или останется средством передвижения?

Исследователи из Аналитического центра при Правительстве РФ ранее прогнозировали существенное повышение тарифов на услуги такси в течение 5–7 лет. Точный процент удорожания пока невозможен определить, так как Минпромторгом не опубликован официальный список моделей, которые получат одобрение для регистрации в качестве такси. В любом случае автопарки будут стремиться максимально продлевать срок службы имеющихся автомобилей. Также следует учитывать увеличение количества локализованных автомобилей, включая китайские.

Представитель yandex-pro.com считает, что последствия для рынка такси будут ощутимы, но не катастрофичны. По прогнозам, тарифы вырастут на 15–20 % в первый год после начала действия закона из-за увеличения стоимости обновления автопарка. Говорить о том, что такси станет роскошью, преждевременно — скорее произойдет некоторое удорожание услуги при сохранении ее доступности.

Валерий Конеев («Цифровой Мир») предсказывает увеличение тарифов такси на 30–40% в год. Причина – компенсация расходов таксопарков на обслуживание и замену менее надежных китайских автомобилей, производимых по СПИК, а также моделей АВТОВАЗа.

К ВОПРОСУ О КАЧЕСТВЕ

Представители такси-бизнеса предупреждали власти о последствиях закона, направляя им обращения. В частности, представители рынка заявляли о чрезмерной стоимости отечественной автомобильной продукции при сохраняющихся претензиях к качеству. Представители напомнили о росте цен на продукцию АВТОВАЗа в 2–3 раза с 2020 года.

Несмотря на это, российский завод устанавливает рекорды продаж своих машин. Генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев сообщил, что такая тенденция началась после ухудшения геополитической ситуации в 2022 году. По его словам, отечественные автомобили доступнее иномарок, дешевле в обслуживании и в наличии нет недостатка в запчастях. «Отечественный эконом-сегмент привлекателен благодаря субсидиям и государственной поддержке, но на самом деле есть только один автомобиль — Lada Granta», — добавил он.

«Качество – важный момент. Новый закон может сильно ударить по конкуренции на рынке, — считает Матвеев. — Это плохо, потому что именно благодаря тому, что множество китайских компаний конкурировали друг с другом, автомобили от года к году совершенствовались, становясь безопаснее, надежнее и комфортнее. И цены на них, несмотря на нестабильный рубль и увеличение утильсбора, не росли в геометрической прогрессии. Конкуренция вынуждала игроков рынка постоянно работать над качеством и сдерживать цены».

Эксперт полагает, что запрет на импортные машины увеличит производство отечественных, однако из-за высокой загрузки заводов качество продукции может ухудшиться. По его мнению, закон снизит конкуренцию, и производители будут выпускать продукцию по принципу «и так купят». Кроме того, автомобили класса «Комфорт» ещё не прошли трёхлетний гарантийный цикл интенсивной эксплуатации, особенно в такси, где нагрузка на машины очень высокая.

Матвеев считает, что российские автомобили всё больше приближаются к современным, и некоторые модели уже способны соперничать с китайскими, но пока недостаточно совершенны для полного замещения всех производителей.

Неясно, будут ли на рынке доступны локальные автомобили, отвечающие требованиям класса комфорта выше «Эконом» в премиум-сегменте такси.

— До полного износа нынешних машин – порядка двух лет – комфорт- и бизнес-класс будут работать по старому. Что будет дальше, зависит от появления соответствующих автомобилей, — сказал Валерий Конеев.

Максим Петрович считает, что тарифы «комфорт» и «бизнес» сохранятся, но изменится используемый автопарк. По его мнению, в классе «комфорт» могут появиться модели Exeed, Evolute, Omoda, а в бизнес-классе — Aurus, премиальные комплектации «Москвич» и, возможно, новые модели GAC, Chery и других брендов, которые успеют достигнуть нужного уровня локализации.

Алексей Елисеев из службы такси «Такси 495» полагает, что «Москвич 3» сгодится для тарифа «Комфорт», но не подходит для «Комфорт плюс». По его мнению, для бизнес-класса таких отечественных машин пока нет. Что касается категории «Бизнес», Елисеев считает, в законе появятся поправки.

Эксперт считает, что изменения неизбежны. «Принят закон о локализации направлен на увеличение объёмов производства АВТОВАЗа и завода “Москвич”. Предполагаю, что это искусственная поддержка этих предприятий со стороны государства. С помощью такси и каршеринга», — не исключил он.

Авторы инициативы признавали возможность возникновения проблем: уход таксистов в теневую экономику или повышение тарифов. В случае подобной ситуации авторы обещают своевременные корректировки.