Уже и подержанные машины стоят запредельных денег: покупать сейчас или ждать когда подешевеет?
Изобилие новых автомобилей сменилось дефицитом, от которого многие отвыкли, а кто-то и вообще не привыкал. Как бы там ни было, а в начале 2022 года средняя цена обычной подержанной машинки перешагнула за миллион. В тот же период годом ранее сумма колебалась на рубеже в семьсот тысяч рублей.
Ничего неожиданного в этом, в общем-то, нет. Любому продавцу во все времена дефицит был выгоден, поскольку позволял задирать стоимость товара до любых планок. Годовой прирост продаж подержанных машин составил примерно 25%. Для перекупщиков наступили золотые времена. Бизнес трейд-ин также хорошо себя чувствует. Если раньше возникали проблемы с полуубитыми машинами из каршерингов и такси, то сегодня небогатые покупатели стали всерьез к ним присматриваться. А спрос на годовалые автомобили просто фантастический – многие полагают, что приобретать такую машину целесообразнее, чем соглашаться с ценниками на новые модели, увешанные различными допами и приблудами. Да и пятилетки уже не считаются сегодня перезрелыми барышнями. Разве что кроме побитых жизнью китаянок…
Недовольными фактически остались только покупатели. Услугами посредников пользоваться неохота, поскольку за это надо платить. Однако сегодня рулит именно корпоративная торговля бэушными машинами. Для покупки новой машины покупателю желательно отдать старую в трейд-ин, а не продавать частному лицу. Примерно втрое выросло количество кредитов, выданных на машины с пробегом. Заработать на перепродаже хотят все, а потому, скорее всего, дефицит новых автомобилей начнет поддерживаться не естественным путем, а искусственным.
По данным агентства «Автостат Инфо» самыми продаваемыми на вторичном рынке моделями в прошлом году были Ford Focus (144 823 шт), Hyundai Solaris (139 672 шт) и, представьте себе, ВАЗ-2114 (138 862 шт). Среди брендов на той же вторичке впереди всех находится Лада (1 506 470 шт). Затем, с огромным отрывом, идут Toyota (561 134 шт), Kia (350 191 шт) и Nissan (306 923 шт). Примерно треть вторичного рынка занимают российские модели.
Будущее вторички видится аналитикам по-разному – и нас, и в европах. Если верить статистике, что средние цены на подержанные автомобили в Европе сейчас выросли на 42% по сравнению с январем 2020 года. Automotive News полагает, что нынешний рост цен на подержанные автомобили достигнет максимума в середине 2022 года, а нормализуются к началу 2023 года. Консалтинговая компания KPMG полагает, что даже если предложение новых автомобилей не догонит бэушные к концу 2022 года, цены на подержанные автомобили начнут падать еще раньше. И нынешний мыльный ценовой пузырь, возникший благодаря «ценам Covid», просто обязан лопнуть. Поэтому те, кто уже раскошелился на такие машины, быстро поймет, что их вложения обесценятся.
Но так считают далеко не все. Cox Automotive полагает, что цены на подержанные автомобили будут падать медленнее, поскольку предложения новых машин выйдут на нормальный уровень не ранее 2025 года. При этом пик цен на подержанные автомобили придется на период до апреля 2022 года, после чего они начнут медленно снижаться.
Какое отношение все это имеет к России? Возможно, что и никакого. К российскому рынку вообще трудно применять чьи-либо предсказания. Наиболее реалистичным видится такое будущее: в этом году цены на вторичном рынке продолжат расти. Поэтому для россиян расставаться с машиной сегодня особого смысла все-таки нет, про какой бы мыльный пузырь ни вещали аналитики. Если до смерти нужно купить машину именно сейчас, есть смысл остановиться на чем-то дешевеньком и ездить на этом, пока ситуация как-то не сбалансируется, а рынок не изволит повернуться лицом к покупателю. Предсказать ситуацию на валютном рынке сегодня почти невозможно, а потому лучший вариант поведения остается только один: не суетиться.
Для тех, кто все же решил купить или продать автомобиль с пробегом, мы рассказывали как правильно и безопасно оформить сделку и что для этого нужно.