ЗИЛ-118: ушедшая «Юность»

ЗИЛ-118: ушедшая «Юность»

Советское руководство никогда не испытывало большой потребности в премиум-автобусе. Члены КПСС передвигались на роскошных ЗИЛ-111 и ЗИС-110. ЗИС-110 мог использоваться в качестве гражданского автомобиля, а вот с ЗИЛом было сложнее – лимузин применялся только на службе самыми членами партии, рангом не ниже Политбюро. Автомобиль собирали фактически поштучно: производство было неэффективным и неорганизованным. Руководство завода Лихачёва опасалось утечки квалифицированных кадров. Чтобы спасти ситуацию, решили запустить массовое производство автомобиля на узлах и агрегатах лимузина. Так появилась идея многоместного многофункционального автомобиля с начинкой от представительского ЗИЛ-111.

В свободное от работы время сотрудники завода имени Лихачёва проектировали новый автобус под индексом «118». Конструкторы использовали базу и колею лимузина, а под капот установили модернизированный двигатель V8 от грузовика ЗИЛ-130 мощностью 200 лошадиных сил. Кузов был собран с нуля, имел полунесущую конструкцию и интегрировался с элементами рамы, а также отъёмным подрамником двигателя и передней подвески. Дизайном экстерьера занимались Эрик Сабо и Александр Ольшанецкий, а интерьер разработала Татьяна Киселёва. Именно она придумала название «Юность». Художники-конструкторы вдохновились красотой американского автопрома того времени. В «Юности» можно угадать черты Chevrolet Corvair Greenbrier Sportswagon, выпускавшегося с 1961 по 1965 год за океаном. Но назвать «Юность» копией «Корвэира» нельзя: автобус Chevrolet был построен на базе заднемоторной массовой машины среднего класса и имел глубоко-утилитарное назначение, в то время как ЗИЛ-118 был очень приятным для пассажиров. Круговое панорамное остекление, по бортам заходящее на крышу, двухметровый люк, высокая шумоизоляция – всё это выводило «Юность» на уровень комфорта лучших легковых машин того времени. Дизайн экстерьера был необычайно лёгким и интересным для советских автобусов. И хотя с технической точки зрения в конструкции ЗИЛ-118 не было ничего нового, сама идея привлекательного и по-настоящему комфортного автобуса была свежей не только для автомобильной промышленности СССР, но и всего остального мира.

ЗИЛ-118 понравился Хрущеву и получил славу. В 1967 году на Международной автобусной неделе в Ницце «Юность» выставлялась компанией «Интуриста». Успех был огромным: ЗИЛ-118 получил двенадцать наград, а Генри Форд младший хотел выкупить лицензию на производство машины в США. Получив отказ, Форд пытался договориться об организации совместного производства, но советские промышленники отказались сотрудничать с американским конкурентом. Жаль, что массового производства ЗИЛ-118 у нас так и не получилось. Серийный выпуск откладывался каждый год. Конвейеры ЗИЛ были заняты грузовиками, а расширение производственных мощностей считалось слишком дорогим. С 1970 по 1994 было произведено 106 автомобилей семейства «Юность». Некоторые передали медицинским работникам в качестве карет скорой помощи повышенного класса, а несколько экземпляров переоборудовали в автомобили слежения и отправили служить в КГБ.