Замок от пьянства: поможет ли новый стандарт обуздать нетрезвых водителей
Не все, что происходит 1 апреля, является розыгрышем. Хотя реальность порой и выглядит странно. Взять, хотя бы появление нового стандарта по части пьянства за рулем
Короче говоря, в России 1 апреля 2023 года вступил в силу стандарт для алкозамков, которые должны отслеживать ситуацию, при которой водитель, как говорится, «поддал». Документ, именуемый ГОСТ Р 70637−2023, устанавливает требования к составу, функциональности и безопасности алкозамков, которые должны выявлять концентрацию паров этанола в выдыхаемом водителем воздухе, и, если она превышает норму, то блокировать мотор и сообщать, «куда следует». Точная формулировка адреса такая: «Оператору платформы верхнего уровня». Надо полагать, что под такой платформой подразумевается, например, автохозяйство или просто подразделение ГИБДД. Стандарт распространяется на машины разных категорий – от легковых автомобилей до тяжеловесных грузовиков. Документ на 28 страницах излагает самые общие принципы нововведения – терминологию и т.п. Законодательной основы для обязательного внедрения алкозамков пока что нет.
Появление нового стандарта было ожидаемым. Лет 12 назад такие устройства уже устанавливали на школьные автобусы в ряде регионов, но потом все как-то затихло. В 2013 году недремлющие депутаты Госдумы предлагали снабжать алкозамками машины водителей, которых отловили за пьяную езду. В новом стандарте такая возможность предусмотрена. Пару лет назад столичный департамент транспорта Москвы установил в порядке эксперимента алкозамки на десять служебных машин, но информации об итогах такого опыта не поступало.
Пойдет ли процесс дальше с появлением нового ГОСТа? Вряд ли – хотя бы потому, что стандарт, как мы уже отметили, пока что не является обязательным. Да и время сейчас, мягко говоря, не самое подходящее для подобных инноваций. Которые, надо полагать, обязательно потянут за собой цепочку роста цен на любые транспортные услуги: ведь за все, в конечном итоге, платит потребитель. А цены на алкозамки, по сообщениям СМИ, сегодня составляют от 30 с чем-то тысяч рублей за нашенское изделие до 200 тысяч за ненашенское – со встроенной видеокамерой.
К настоящему моменту алкозамки активно используются на фирменных бензовозах нефтяных компаний – такие машины при этом обвешаны датчиками, камерами и прочими девайсами, исключающими обман электроники хитроумными хомо сапиенсами. Новый ГОСТ также предусматривает защиту от возможной подмены лица в момент проверки личности (речь идет о дорогостоящих устройствах, которые по камере сверяют фото водителя с базой данных фотографий). Возможен контроль выдоха прямо на ходу, в этом случае водителю выдается предписание о запрете продолжать движение, но мотор не глушится. Все приборы можно временно отключить дистанционно и запускать двигатель без проверки. Минимальный объем выдыхаемого в алкозамок воздуха должен составлять 1,2 л; на проверку должно уходить не более 15 секунд.
Транспортники от подобной перспективы не в восторге. Дескать, у них водители и так проходят обязательные медосмотры, а на машинах стоят тахографы, системы ГЛОНАСС и прочая техника. Возможно, что для дальнобойщиков, оторванных от цивилизации, такие приборы и были бы оправданы, но для городских условий – вряд ли. При этом никто не верит в надежность и дуракоустойчивость предлагаемой техники – многие убеждены в том, что обмануть ее ничего не стоит, а вот починить при ее отказе, напротив, будет проблематично. В последнем случае могут срываться графики поставки грузов, объяснить которые капризами техники будет тяжело.
Впрочем, цель сочинения нового документа была благая: вытеснить, наконец, алкашей из-за руля. Возможно, что мы сделали еще один шаг в этом направлении.