Зачем АВТОВАЗ и Nissan продались московскому институту?
Госкорпорация «Ростех» хочет передать свою долю в АВТОВАЗе (а это 32,3% акций компании) подведомственному Минпромторгу ФГУП НАМИ. В результате Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт станет единоличным владельцем АвтоВАЗа. И это помимо того, что НАМИ передали питерский завод Nissan. Но зачем?!
Недавно японский автоконцерн Nissan одобрил продажу своего российского подразделения ФГУП НАМИ, подведомственному Минпромторгу. Речь о заводе и научно-техническом центре в Петербурге и центре продаж и маркетинга в Москве. Доля вазовских акций в 67,7%, переданная компанией Renault НАМИ после решения об уходе из России, теперь тоже выросла до максимума. Интересно, а почему от своей доли отказался «Ростех»? И, соответственно, зачем все это хозяйство нужно намишникам?
Мнения на сей счет расходятся. Одни видят в происходящем некую атаку на главу «Ростеха», г-на Чемезова, в адрес которого накопились вопросы. Но более вероятным представляется другое объяснение. Сегодня практически любая наша госкомпания находится под санкциями: «Ростех» – не исключение. А тому же ВАЗу необходимо всеми силами сохранять возможность общения с внешними поставщиками, в частности, с той же компанией Renault.
Как известно, согласно трехсторонней договоренности, Renault должна поставлять АВТОВАЗу комплектующие. При этом какие-то из компонентов попадают под санкции, какие-то нет. Но, в любом случае, как-то обойти санкционное давление просто необходимо. Вариант подходящего решения – передача всех акций в некий институт, который самостоятельно ведет какие-то разработки, не вызывающие у иностранных поставщиков особых вопросов. В той же Поднебесной поставщиков полным-полно, но они могут угодить под вторичные санкции добрых людей с Запада. Поэтому, чтобы на ВАЗ могли попадать нужные движки или коробки, надо любым способом вывести его из-под санкций, дабы поставщики смогли хоть какое-то время работать с ним напрямую.
Скорее всего, цель всех этих операций – концентрация максимального числа активов автомобильной промышленности у одного игрока. Конечно, любителям санкций ничего не стоит ввести их и против НАМИ, но при таком раскладе очень может быть, что акции будут быстренько переданы новому держателю, которого еще не успели «взять на карандаш». Как долго может продолжаться такая игра, сказать трудно, но такова сегодняшняя реальность. Привычка опираться на политику «Заграница нам поможет» показала себя во всей красе.
Еще одно объяснение сосредоточения активов нашего автопрома в НАМИ может быть совсем уж простым. НАМИ – это государственная организация, а игры с бесконечной сменой частных владельцев кому-то наверху могли сильно надоесть. Действительно, ведь за прошедшие десятилетия ни один новый Демидов или Гончаров, способный основать реальное дело, у нас так и не появился. Возможно, государство просто устало их ждать и решило вновь браться за все самостоятельно. А НАМИ для этого на первых порах вполне подходит. Аурусы Аурусами, но надо кому-то и Ларгусы с Грантами делать.
Но самое логичное объяснение такое: контроль над российскими активами Nissan и АВТОВАЗа передали нейтральной стороне, с надеждой на то, что со временем зарубежные инвесторы смогут вернутся в нашу страну и получить свою собственность назад. Ведь все соглашения о продаже заводов за один рубль/евро составлялись с правом обратного выкупа акций в течение нескольких лет. Главное, чтобы за это время в России и мире не случилось более глобальных потрясений.