WRC. Между прошлым и будущим
Признайтесь, никто не ожидал подобного окончания нынешнего чемпионата мира по ралли. Речь идет, разумеется, не об имени нового чемпиона, а о том, как прошли два последних этапа
Признайтесь, никто не ожидал подобного окончания нынешнего чемпионата мира по ралли. Речь идет, разумеется, не об имени нового чемпиона, а о том, как прошли два последних этапа.
Если заключительный этап Network Q Rally of Great Britain предложил просто ошеломляющую развязку в ритме рок-н-ролла, то предшествующее ему Telstra Rally Australia эдаким регтаймом запутало ситуацию.
Именно перед австралийским ралли все начали просчитывать возможные варианты. Их было немало: за два раунда до конца чемпионата теоретические шансы на победу имели шесть (!) пилотов, а на лидерство в зачете изготовителей могли рассчитывать целых четыре команды.
Дабы исключить тактические уловки, заставляющие соперников расчищать коварный австралийский гравий, здесь была впервые введена новая система выбора стартовой позиции. Показал лучшее время — сам и определяй свой стартовый номер на следующий день гонки.
Отношение к этой затее было далеко не однозначным. Большинство склонялось к мнению, что она делает сильных сильнее, а слабых слабее. Кстати, главным заложником новации оказался… лидер чемпионата Колин Макрей. Но это выяснилось чуть позже.
Первым поделился своими огорчениями Томми Мякинен: «У меня две проблемы. Во-первых, приходится учить новый автомобиль идти по гравию, а во-вторых, мой штурман постоянно теряется в стенограмме». Напомним, что Ристо Маннисенмяки оправляется после операции по удалению позвонка, поврежденного в корсиканской аварии, и место справа в машине Томми занял Тимо Хантунен, постоянный партнер Себастьяна Линдхольма.
Не ладились дела и в Ford. Сначала Делекур зацепил дерево, а вскоре его примеру последовал Сайнц. Удар был настолько жестким, что после него Матадору пришлось добираться до сервисного парка на «трехколесной» машине. После этого все надежды «голубого овала» были обращены на Колина Макрея. Претендент на чемпионский титул достойно сражался с армадой Peugeot, и когда у Гронхольма возникли проблемы с рулевым управлением, Колин возглавил гонку. Но и соперник не дремал: Бернс постепенно переместился с седьмого места на второе.
В конце первого дня ралли довольно логичная по сюжету гонка неожиданно превратилась в театр абсурда. Колин Макрей каким-то непонятным образом не принял участие в процедуре выбора стартовых позиций и получил «почетный» первый номер.
На первом же спецучастке второго дня Колин стал сам себе проигрывать по секунде с километра! «Вы можете понять, какие чувства я испытываю! — возмущался Макрей. — Это недоразумение, похоже, будет стоить мне титула».
Команда попросила Делекура отметиться на пункте контроля времени на 13 минут раньше и возглавить пелетон, чтобы прокладывать колею Колину. Однако роль первопроходца Франсуа исполнял недолго — в середине тринадцатого скоростного участка Focus француза попал в аварию. При этом серьезно пострадал штурман Даниэль Граталу: переломы трех ребер, ключицы, лопатки и повреждение легкого.
В последний день ралли четко определились лидеры и аутсайдеры, и шансы последних приблизиться к первым были практически равны нулю.
Бернс пытался оспорить лидерство Гронхольма, но вскоре смирился со вторым местом. Третьим относительно спокойно ехал Ориоль. Что касается Колина Макрея, то он никак не хотел остаться пятым и атаковал позицию Рованперы. Это надо было видеть! Один из гигантских прыжков «Фокуса» закончился в лесу, но уже через несколько секунд автомобиль вновь мчался по трассе. «Только увидев, что от нас со всех ног разбегаются маршалы, мы поняли, что момент действительно опасный», — прокомментировал ту ситуацию штурман Ники Грист.
Мякинена проблемы преследовали до финиша: сначала финн отрихтовал о столбы обе стороны своего красавца Mitsubishi Lancer, затем на лобовое стекло стала распыляться охлаждающая жидкость, вдобавок при торможении начал глохнуть двигатель. И все же очко в этой гонке Томми добыл.
Австралия спутала все карты перед заключительным этапом чемпионата. В лесах Уэльса всем трем соискателям титула (математически на него мог претендовать и Сайнц) предстояло идти ва-банк.
Однако развязка наступила как-то слишком быстро… Уже на втором спецучастке Mitsubishi Мякинена вылетел с дороги и разбил подвеску. «Я не понял, как это произошло», — огорченно развел руками Томми. Кстати, в Великобритании он опять сменил штурмана — на сей раз им был Кай Линдстрем.
А на СУ-4 фантастическое сальто совершает Ford Колина Макрея. Счастье, что экипаж отделался синяками. А ведь перед этим злополучным спецучастком Макрей возглавил гонку!
К концу дня лишь Бернс смог нарушить стройные ряды команды Peugeot — он проигрывает 36 секунд Гронхольму и опережает Рованперу и Ориоля соответственно на 16 секунд и 1 минуту 22 секунды.
На заключительном спецучастке дня разворачивает автомобиль Сайнца. Испанцу удается вернуться на трассу, но отставание от Гронхольма составляет уже 2,5 минуты. Второй день для Матадора оказался еще хуже — его Ford влетает в толпу зрителей…
Перед заключительным днем ралли Бернс проигрывал Гронхольму 1 минуту 35,4 секунды и на 9 секунд опережал Рованперу. И вот последние четыре спецучастка, чуть больше ста километров до заветного титула. Ричард Бернс завершает Network Q Rally на третьем месте и впервые в своей карьере становится чемпионом мира. Отметим, что пилот разделяет свое торжество с компанией Pirelli, для которой эта победа в WRC — уже 18-я.
В середине января в Монте-Карло стартует чемпионат мира 2002 года. И в его преддверии все четче определяется кадровая политика команд.
Первыми назвали своих постоянных пилотов Ford, Mitsubishi и Peugeot. Citroen отказался от услуг победителя ралли «Корсика» Хесуса Пураса и призвал под свои знамена Томаса Радстрема, Себастьяна Лоэба и Филиппа Бугальски. Причем Томас и Себастьян стартуют во всех ралли, а Филипп — лишь в асфальтовой части чемпионата. Интересно, что штурманом Радстрема будет Дени Жираде, бывший напарник Ориоля. Так что на сей момент у Дидье, который, кстати, на трех последних чемпионатах финишировал третьим, нет ни места в команде, ни штурмана.
Луикс будет одним из двух постоянных пилотов команды Hyundai, как и перешедший из Skoda Шварц. На долю их коллеги Юхи Канккунена «выделено» 9 гравийных этапов.
Skoda пока не сообщила о своих планах, а в Mitsubishi и Subaru еще имеются вакансии для участия в отдельных гонках. Есть и кандидаты: Эрикссон, Ориоль, Лиатти, Поццо, Пурас и Гардемайстер.
Что касается автомобилей, то крупных сюрпризов в следующем году не ожидается. По прогнозу это будут модернизированные варианты нынешних машин. Исключение составит лишь Ford, готовящий уже к ралли «Монте-Карло» новую модель с усовершенствованным мотором.