Почему «КамАЗ» не стал победителем «Дакара»

Трудности божественного вмешательства: причины поражения «КАМАЗ» на «Дакаре»

Изображение: img.freepik.com

Вот ведь какая штука… Все предыдущие победы российской команды были достигнуты в исключительно сложных условиях этой гонки. Одни только пески Мавритании чего стоили! Я помню, как об одном из своих первых «Дакаров» рассказывал Ханс Стейси: «Я снова и снова не мог преодолеть дюну. Я откатывался назад, вновь и вновь ее атаковал. И вдруг мимо меня проехал КАМАЗ. Он легко вскарабкался по склону и исчез за гребнем. Я готов был принять это за мираж, но у подножия дюны появился второй КАМАЗ, который так же уверенно проехал мимо меня». Свой «Дакар» Стейси выиграл в 2007 году, но с 2000 года лишь ему, Карелу Лопрайсу в 2001-м и Жерару де Рою в 2005-м удавалось превзойти команду из Набережных Челнов. Но сегодня эта знаменитая гонка претерпела изменения. Не только географические, перенесясь из Африки в Южную Америку, но и идеологические. Не случайно, все чаще говорят о схожести трасс современного «Дакара» со спецучастками классического ралли. И здесь важна не только надежность автомобилей, но и их скорость — в марафоне счет идет на секунды. Об этом буквально на всех предстартовых пресс-конференциях говорил нынешний руководитель команды «КАМАЗ-мастер» Владимир Чагин. А еще многократный победитель «Дакара» отметил, что в этом году соперники российской команды демонстрируют беспрецедентную силу.

Изображение: img.freepik.com

Экипаж под управлением Питера Верслуиса на MAN продемонстрировал упорную борьбу, однако в итоге занял лишь девятую позицию в гонке.

На старте гонки собралось 55 грузовиков, им предстояло преодолеть 9000 километров, из которых 4300 километров приходилось на спецучастки. Однако фактическая протяженность спецучастков довольно быстро сокращалась, что уменьшало допустимость ошибок — борьба шла на секунды, и рассчитывать на легкое отыгрывание отставания не приходилось.

Изображение: img.freepik.com

Что касается состава участников, то в команде основных соперников «КАМАЗ-мастер» произошли изменения. Жерар де Рой, как и прежде, остается верен Iveco, однако его кузен Ханс Стейси теперь управляет грузовиком MAN, представляющим команду Питера Верслуиса. Команда Жерара де Роя получила поддержку от опытного чеха Алеша Лопрайса и аргентинца Федерико Виллагры, который, несмотря на свой опыт в классическом ралли, дебютирует в грузовом зачете. Ранее Виллагра выступал на «Дакаре» в составе команды X-Raid на автомобиле Mini, и скоростные спецучастки — это его стихия. Начало гонки подтвердило слова Владимира Чагина: длинный, 510-километровый спецучасток (который впоследствии был сокращен более чем на 100 км) выиграл Ханс Стейси. Вторыми и третьими финишировали Верслуис и де Рой. Наши экипажи занимают 8-е (Айрат Мардеев), 9-е (Эдуард Николаев), 10-е (Андрей Каргинов) и 13-е (Дмитрий Сотников) места. Отставания незначительны, но, как отмечалось ранее, в этой гонке все может решить разница в секундах. В грузовом зачете уже зафиксированы первые потери: Renault Мартина Ван Ден Бринка пострадал от пожара. К счастью, экипаж не пострадал. Погодные условия также внесли коррективы в ход гонки — проливные дожди превратили дорогу в непроходимую грязь, что вынудило организаторов вновь сократить длину очередного спецучастка. В сложившейся ситуации гонщики предпочитали придерживаться стратегии «медленно, но верно». Как только Эдуард Николаев попытался увеличить скорость, его КАМАЗ буквально стащило с дороги. На помощь ему пришел экипаж Андрея Каргинова, грузовик вернули на трассу, и борьба возобновилась.

Изображение: img.freepik.com

Эдуард Николаев, Евгений Яковлев и Владимир Рыбаков заняли седьмое место в общем зачете после всех пережитых событий.

Гонка переносится из Аргентины в Боливию, а впереди находится спецучасток, где запрещена помощь механиков. Более того, после возвращения на бивуак автомобили помещаются в закрытый парк, и экипажи получат доступ к ним только перед стартом. Это своеобразная особенность, которая требует от автомобилей высокой надежности, а от экипажей — внимательности. На 419-километровом спецучастке победителем стал де Рой, вторым финишировал Верслуис, третьим — Стейси. Виллагра проигрывает лидеру менее чем за две минуты. Неудивительно, что вновь вспоминаются слова Чагина о том, что «соперники сильнее, чем когда-либо». Боливийское высокогорье… Один из этапов проходит на рекордной для «Дакара» высоте — 4600 метров над уровнем моря! Это создает трудности как для людей, так и для двигателей. И на этом участке победу одержал Эдуард Николаев. «Это наш день. Жаль, что бездорожье началось только перед финишем этапа, — поделился впечатлениями Эдуард. — И отлично сработал наш штурман Женя Яковлев. Благодаря его маршруту мы обогнали Виллагру, а вскоре догнали и обогнали Стейси». Однако в целом у команды не все прошло гладко — в одном из бродов электроника на автомобиле Андрея Каргинова была затоплена, что привело к потере экипажем около часа. Время потерял и Дмитрий Сотников, остановившийся, чтобы помочь Андрею…

Изображение: img.freepik.com

Слева направо: Айрат Мардеев, Айдар Беляев, Дмитрий Свистунов. Еще один подиум «Дакара».

Позади пять дней гонки, а протокол генеральной классификации в зачете грузовиков выглядит весьма непривычно: первый — Виллагра, далее Верслуис, Стейси и де Рой. Причем де Рой отстает от лидера меньше чем на шесть минут. Вот вам и марафон. Мардеев пока пятый, Николаев — седьмой. 13 и 14 места занимают Дмитрий Сотников и Андрей Каргинов. Очередной этап позволил Хансу Стейси вернуть лидерство в генеральной классификации. Меньше минуты уступает ему Питер Верслуис, четыре минуты Федерико Виллагра и пять с половиной — Жерар де Рой. Битва, как в чемпионате мира по классическому ралли, да и автомобили соперников конструктивно прямо-таки «заточены» под трассы WRC. Но еще не пройдена и половина «Дакара», и таблица грузового зачета может кардинально измениться. После одного из трамплинов жестко приземлился TATRA Мартина Коломны — кабина грузовика едва не отделилась от рамы… Ханс Стейси пробил колесо, и лидерство в гонке перешло к Петеру Верслуису… Зато на этом последнем боливийском этапе отличились наши парни: самым быстрым был экипаж Эдуарда Николаева, а трио Айрата Мардеева показало второй результат. Теперь Айрат и Эдуард в общей табели о рангах занимают соответственно третье и четвертое места, уступая лидеру менее одиннадцати минут. Гонка возвращается в Аргентину, а в строю остается 47 из 55 стартовавших грузовиков.

Изображение: img.freepik.com

Бездорожье, которое встретило караван участников в Аргентине, стало привычной средой для нас. Именно поэтому Эдуард Николаев и Андрей Каргинов заняли соответственно второе и третье места. А вот Айрату Мардееву не повезло: на его грузовике перегревался двигатель, и потребовалась остановка для замены лопнувшей трубки топливной магистрали. «На настоящем бездорожье мы догнали де Роя. Можно было бы его обогнать, но из-за перегрева мотора пришлось снять ногу с педали газа», — рассказал Айрат на финише. Очередной спецучасток был сокращен из-за сильной жары — 100-километровая «песочница» была отменена. Этот участок оказался весьма драматичным для наших парней. Дважды экипажу Айрата Мардеева пришлось менять колеса, и у экипажа Эдуарда Николаева также пробилось колесо. Причем последнему пришлось менять его в рыхлом песке, из-за чего машина упала с домкрата. К счастью, на помощь подоспел экипаж Андрея Каргинова. Хуже сложились дела у Дмитрия Сотникова — почти в самом начале спецучастка начались проблемы с двигателем, и на определение неисправности и ремонт ушло полтора часа. Тем не менее, после девяти этапов вопрос о победителе и призерах «Дакара» оставался открытым: Эдуард Николаев отставал от лидирующего де Роя на 27 минут, голландцу Федерико Виллагра он уступал 41 минуту, а от лидера Питер Верслуис – на 44 минуты. Айрат Мардеев, занимавший шестую позицию, проигрывал де Рою меньше часа. Также стало ясно, что на следующем этапе Николаев начнет атаку. И действительно, по данным со 180-го километра спецучастка Эдуард выигрывал у Жерара 16 минут. Но в песках КАМАЗ Николаева опрокидывается на бок! На помощь Эдуарду приходит экипаж Андрея Каргинова, и гонка продолжается. Непростым был и этап для Айрата Мардеева: сначала потребовалась замена колеса, а затем пришлось откапывать застрявший в песках грузовик — здесь им помог экипаж Сотникова. К неприятностям, возникшим у нашей команды, добавился еще и пробитый после удара о валун поддон на грузовике Каргинова. Но, несмотря на все перипетии, экипаж Айрата Мардеева вышел на второе место в генеральной классификации. Тактика стала понятна лишь за три дня до финиша гонки. Де Рой оторвался от преследователей более чем на час. А занимавший третье место Виллагра отставал от Айрата Мардеева всего на 17 минут. Ханс Стейси находился в получасе от нашего экипажа. Перед стартом спецучастка Виллагра заявил, что вполне доволен третьим местом и не намерен атаковать позицию Мардеева. Но, как говорится, аппетит приходит во время еды. И окончательно все могло решить последний марафонский спецучасток — 431-километровый СУ на маршруте Ла Риоха — Сан Хуан. Победу на этом этапе одержал Эдуард Николаев. Среди неприятных сюрпризов спецучастка — технические проблемы на грузовиках Ханса Стейси и Андрея Каргинова. Первому они стоили потери почти часа, а экипажу Каргинова на устранение неисправности потребовалось и того больше времени.

Изображение: img.freepik.com

Для Сотникова, Девяткина и Ахмадеева ралли «Дакар» оказался непростым испытанием. Однако, легких гонок не бывает.

Финишная черта – заветная цель для большинства участников этой гонки. Победа в «Дакаре» – уже значительное достижение. Что уж говорить о тех, кто завершил это сложнейшее состязание на подиуме? В этот раз главными героями «Дакара» стали команды Жерара де Роя, Айрата Мардеева и Федерико Виллагры. Но не уступают им в героизме Айрат Мардеев, Айдар Беляев и Дмитрий Свистунов, Эдуард Николаев, Евгений Яковлев и Владимир Рыбаков, занявшие седьмое место. Или Дмитрий Сотников, Игорь Девяткин и Руслан Ахмадеев, вошедшие во второй десяток? А Андрей Каргинов, Андрей Мокеев и Игорь Леонов, финишировавшие на 14-й позиции? Все они покорили «Дакар». И, как уже отмечалось, «Дакар» не бывает легким.

Изображение: img.freepik.com

Для Федерико Виллагры эта гонка обернулась настоящим триумфом.

Изображение: img.freepik.com

Недостаток песка оказался проблемой для наших КАМАЗов на «Дакаре».

Изображение: img.freepik.com

Экипаж Ханса Стейси показал лучший результат среди водителей грузовиков MAN. На финише он занял четвертое место, уступая команде Виллагры на 42 минуты.

Изображение: img.freepik.com

Жерар де Рой – победитель ралли «Дакар». Теперь он двукратный чемпион, и в этом году ему не было соперников.

Изображение: img.freepik.com