Почему «КамАЗ» не стал победителем «Дакара»
Трудности божественного вмешательства: причины поражения «КАМАЗ» на «Дакаре»

Вот ведь какая штука… Все предыдущие победы российской команды были достигнуты в исключительно сложных условиях этой гонки. Одни только пески Мавритании чего стоили! Я помню, как об одном из своих первых «Дакаров» рассказывал Ханс Стейси: «Я снова и снова не мог преодолеть дюну. Я откатывался назад, вновь и вновь ее атаковал. И вдруг мимо меня проехал КАМАЗ. Он легко вскарабкался по склону и исчез за гребнем. Я готов был принять это за мираж, но у подножия дюны появился второй КАМАЗ, который так же уверенно проехал мимо меня». Свой «Дакар» Стейси выиграл в 2007 году, но с 2000 года лишь ему, Карелу Лопрайсу в 2001-м и Жерару де Рою в 2005-м удавалось превзойти команду из Набережных Челнов. Но сегодня эта знаменитая гонка претерпела изменения. Не только географические, перенесясь из Африки в Южную Америку, но и идеологические. Не случайно, все чаще говорят о схожести трасс современного «Дакара» со спецучастками классического ралли. И здесь важна не только надежность автомобилей, но и их скорость — в марафоне счет идет на секунды. Об этом буквально на всех предстартовых пресс-конференциях говорил нынешний руководитель команды «КАМАЗ-мастер» Владимир Чагин. А еще многократный победитель «Дакара» отметил, что в этом году соперники российской команды демонстрируют беспрецедентную силу.

Экипаж под управлением Питера Верслуиса на MAN продемонстрировал упорную борьбу, однако в итоге занял лишь девятую позицию в гонке.
На старте гонки собралось 55 грузовиков, им предстояло преодолеть 9000 километров, из которых 4300 километров приходилось на спецучастки. Однако фактическая протяженность спецучастков довольно быстро сокращалась, что уменьшало допустимость ошибок — борьба шла на секунды, и рассчитывать на легкое отыгрывание отставания не приходилось.

Что касается состава участников, то в команде основных соперников «КАМАЗ-мастер» произошли изменения. Жерар де Рой, как и прежде, остается верен Iveco, однако его кузен Ханс Стейси теперь управляет грузовиком MAN, представляющим команду Питера Верслуиса. Команда Жерара де Роя получила поддержку от опытного чеха Алеша Лопрайса и аргентинца Федерико Виллагры, который, несмотря на свой опыт в классическом ралли, дебютирует в грузовом зачете. Ранее Виллагра выступал на «Дакаре» в составе команды X-Raid на автомобиле Mini, и скоростные спецучастки — это его стихия. Начало гонки подтвердило слова Владимира Чагина: длинный, 510-километровый спецучасток (который впоследствии был сокращен более чем на 100 км) выиграл Ханс Стейси. Вторыми и третьими финишировали Верслуис и де Рой. Наши экипажи занимают 8-е (Айрат Мардеев), 9-е (Эдуард Николаев), 10-е (Андрей Каргинов) и 13-е (Дмитрий Сотников) места. Отставания незначительны, но, как отмечалось ранее, в этой гонке все может решить разница в секундах. В грузовом зачете уже зафиксированы первые потери: Renault Мартина Ван Ден Бринка пострадал от пожара. К счастью, экипаж не пострадал. Погодные условия также внесли коррективы в ход гонки — проливные дожди превратили дорогу в непроходимую грязь, что вынудило организаторов вновь сократить длину очередного спецучастка. В сложившейся ситуации гонщики предпочитали придерживаться стратегии «медленно, но верно». Как только Эдуард Николаев попытался увеличить скорость, его КАМАЗ буквально стащило с дороги. На помощь ему пришел экипаж Андрея Каргинова, грузовик вернули на трассу, и борьба возобновилась.

Эдуард Николаев, Евгений Яковлев и Владимир Рыбаков заняли седьмое место в общем зачете после всех пережитых событий.
Гонка переносится из Аргентины в Боливию, а впереди находится спецучасток, где запрещена помощь механиков. Более того, после возвращения на бивуак автомобили помещаются в закрытый парк, и экипажи получат доступ к ним только перед стартом. Это своеобразная особенность, которая требует от автомобилей высокой надежности, а от экипажей — внимательности. На 419-километровом спецучастке победителем стал де Рой, вторым финишировал Верслуис, третьим — Стейси. Виллагра проигрывает лидеру менее чем за две минуты. Неудивительно, что вновь вспоминаются слова Чагина о том, что «соперники сильнее, чем когда-либо». Боливийское высокогорье… Один из этапов проходит на рекордной для «Дакара» высоте — 4600 метров над уровнем моря! Это создает трудности как для людей, так и для двигателей. И на этом участке победу одержал Эдуард Николаев. «Это наш день. Жаль, что бездорожье началось только перед финишем этапа, — поделился впечатлениями Эдуард. — И отлично сработал наш штурман Женя Яковлев. Благодаря его маршруту мы обогнали Виллагру, а вскоре догнали и обогнали Стейси». Однако в целом у команды не все прошло гладко — в одном из бродов электроника на автомобиле Андрея Каргинова была затоплена, что привело к потере экипажем около часа. Время потерял и Дмитрий Сотников, остановившийся, чтобы помочь Андрею…

Слева направо: Айрат Мардеев, Айдар Беляев, Дмитрий Свистунов. Еще один подиум «Дакара».
Позади пять дней гонки, а протокол генеральной классификации в зачете грузовиков выглядит весьма непривычно: первый — Виллагра, далее Верслуис, Стейси и де Рой. Причем де Рой отстает от лидера меньше чем на шесть минут. Вот вам и марафон. Мардеев пока пятый, Николаев — седьмой. 13 и 14 места занимают Дмитрий Сотников и Андрей Каргинов. Очередной этап позволил Хансу Стейси вернуть лидерство в генеральной классификации. Меньше минуты уступает ему Питер Верслуис, четыре минуты Федерико Виллагра и пять с половиной — Жерар де Рой. Битва, как в чемпионате мира по классическому ралли, да и автомобили соперников конструктивно прямо-таки «заточены» под трассы WRC. Но еще не пройдена и половина «Дакара», и таблица грузового зачета может кардинально измениться. После одного из трамплинов жестко приземлился TATRA Мартина Коломны — кабина грузовика едва не отделилась от рамы… Ханс Стейси пробил колесо, и лидерство в гонке перешло к Петеру Верслуису… Зато на этом последнем боливийском этапе отличились наши парни: самым быстрым был экипаж Эдуарда Николаева, а трио Айрата Мардеева показало второй результат. Теперь Айрат и Эдуард в общей табели о рангах занимают соответственно третье и четвертое места, уступая лидеру менее одиннадцати минут. Гонка возвращается в Аргентину, а в строю остается 47 из 55 стартовавших грузовиков.

Бездорожье, которое встретило караван участников в Аргентине, стало привычной средой для нас. Именно поэтому Эдуард Николаев и Андрей Каргинов заняли соответственно второе и третье места. А вот Айрату Мардееву не повезло: на его грузовике перегревался двигатель, и потребовалась остановка для замены лопнувшей трубки топливной магистрали. «На настоящем бездорожье мы догнали де Роя. Можно было бы его обогнать, но из-за перегрева мотора пришлось снять ногу с педали газа», — рассказал Айрат на финише. Очередной спецучасток был сокращен из-за сильной жары — 100-километровая «песочница» была отменена. Этот участок оказался весьма драматичным для наших парней. Дважды экипажу Айрата Мардеева пришлось менять колеса, и у экипажа Эдуарда Николаева также пробилось колесо. Причем последнему пришлось менять его в рыхлом песке, из-за чего машина упала с домкрата. К счастью, на помощь подоспел экипаж Андрея Каргинова. Хуже сложились дела у Дмитрия Сотникова — почти в самом начале спецучастка начались проблемы с двигателем, и на определение неисправности и ремонт ушло полтора часа. Тем не менее, после девяти этапов вопрос о победителе и призерах «Дакара» оставался открытым: Эдуард Николаев отставал от лидирующего де Роя на 27 минут, голландцу Федерико Виллагра он уступал 41 минуту, а от лидера Питер Верслуис – на 44 минуты. Айрат Мардеев, занимавший шестую позицию, проигрывал де Рою меньше часа. Также стало ясно, что на следующем этапе Николаев начнет атаку. И действительно, по данным со 180-го километра спецучастка Эдуард выигрывал у Жерара 16 минут. Но в песках КАМАЗ Николаева опрокидывается на бок! На помощь Эдуарду приходит экипаж Андрея Каргинова, и гонка продолжается. Непростым был и этап для Айрата Мардеева: сначала потребовалась замена колеса, а затем пришлось откапывать застрявший в песках грузовик — здесь им помог экипаж Сотникова. К неприятностям, возникшим у нашей команды, добавился еще и пробитый после удара о валун поддон на грузовике Каргинова. Но, несмотря на все перипетии, экипаж Айрата Мардеева вышел на второе место в генеральной классификации. Тактика стала понятна лишь за три дня до финиша гонки. Де Рой оторвался от преследователей более чем на час. А занимавший третье место Виллагра отставал от Айрата Мардеева всего на 17 минут. Ханс Стейси находился в получасе от нашего экипажа. Перед стартом спецучастка Виллагра заявил, что вполне доволен третьим местом и не намерен атаковать позицию Мардеева. Но, как говорится, аппетит приходит во время еды. И окончательно все могло решить последний марафонский спецучасток — 431-километровый СУ на маршруте Ла Риоха — Сан Хуан. Победу на этом этапе одержал Эдуард Николаев. Среди неприятных сюрпризов спецучастка — технические проблемы на грузовиках Ханса Стейси и Андрея Каргинова. Первому они стоили потери почти часа, а экипажу Каргинова на устранение неисправности потребовалось и того больше времени.

Для Сотникова, Девяткина и Ахмадеева ралли «Дакар» оказался непростым испытанием. Однако, легких гонок не бывает.
Финишная черта – заветная цель для большинства участников этой гонки. Победа в «Дакаре» – уже значительное достижение. Что уж говорить о тех, кто завершил это сложнейшее состязание на подиуме? В этот раз главными героями «Дакара» стали команды Жерара де Роя, Айрата Мардеева и Федерико Виллагры. Но не уступают им в героизме Айрат Мардеев, Айдар Беляев и Дмитрий Свистунов, Эдуард Николаев, Евгений Яковлев и Владимир Рыбаков, занявшие седьмое место. Или Дмитрий Сотников, Игорь Девяткин и Руслан Ахмадеев, вошедшие во второй десяток? А Андрей Каргинов, Андрей Мокеев и Игорь Леонов, финишировавшие на 14-й позиции? Все они покорили «Дакар». И, как уже отмечалось, «Дакар» не бывает легким.

Для Федерико Виллагры эта гонка обернулась настоящим триумфом.

Недостаток песка оказался проблемой для наших КАМАЗов на «Дакаре».

Экипаж Ханса Стейси показал лучший результат среди водителей грузовиков MAN. На финише он занял четвертое место, уступая команде Виллагры на 42 минуты.

Жерар де Рой – победитель ралли «Дакар». Теперь он двукратный чемпион, и в этом году ему не было соперников.
