Тест-драйв Lada Xray Cross с вариатором. Коробка с сюрпризом
Двухпедальная версия Xray Cross сильно припозднилась, и на то были причины: конструкторам АВТОВАЗа пришлось подбирать для этой модели новую связку мотор-трансмиссия! Разбираемся, почему «Кроссу» не подошла роботизированная коробка АМТ от обычного «Иксрея» и почему автопроизводитель избегает называть трансмиссию Jatco вариатором.
Lada Xray Cross 1,6 CVT Цена: от 846 900 р. В продаже: с 2019 г.
«А какая здесь коробка? Вариатор? Хм-м-м…» Дамочка, заинтересовавшаяся нашим «Иксреем», явно была огорчена такой новостью. И даже ее двухметровый спутник, которому машина явно понравилась, как ни старался («Да это уже другие вариаторы, они не ломаются!»), не смог переубедить ее в обратном. Да уж, народная молва про ненадежность трансмиссий CVT еще долго будет откликаться эхом на продажах таких машин в России. Что говорить, если даже на АВТОВАЗе постеснялись назвать вещи своими именами и старательно вымарали слово «вариатор» из всех рекламных и пресс-материалов по новой двухпедальной версии Lada Xray Cross!
Называя эту трансмиссию Jatco автоматической и лишь в ТТХ скромно добавляя «бесступенчатая», формально производитель никого не обманывает. Тем более что это не обычный вариатор, а с гидротрансформатором и двухступенчатым планетарным редуктором (!), которые сглаживают пиковые нагрузки и не дают перегреть коробку при пробуксовках. Но подобное лукавство вряд ли пойдет компании на пользу (если даже дамы «в теме», то мужика тем более не проведешь, а осадочек останется). Здесь, напротив, нужно было не побояться реабилитировать имидж CVT, ведь эта же трансмиссия не первый год ставится на Renault Kaptur и Logan/Sandero, и по ней можно найти немало отзывов в Интернете. Да и конструкторы АВТОВАЗа на 200 % уверены в надежности агрегата, который на тестовых «Иксреях» в жестких испытательных режимах прошел уже больше 150 тысяч километров без ремонтов и даже без замены масла.
Без оранжевых вставок салон выглядит не так ярко.
Мы проехали на Lada Xray с автомати…, тьфу ты, вариатором гораздо меньше, однако уже можем сделать кое-какие выводы. Во-первых, в связке с ниссановским движком 1.6 серии H4М машина, мягко говоря, не блещет динамикой. Хотя при желании «Иксрей» можно раскочегарить до 170 км/ч (по спидометру и GPS показатели полностью совпали), на это уйдет уйма времени. Но самое главное, здесь нет подхвата при кикдауне — и это создает проблемы при обгонах. Во-вторых, на версии с вариатором нет и не может быть системы помощи на бездорожье Lada Ride Select — одной из главных фишек Xray Cross. Дело в том, что при резком подтормаживании одного из колес, имитирующем блокировку дифференциала, усилие на валу трансмиссии подскакивает в 1,7 раза, что может привести к ее поломке. Именно поэтому «Иксрей Кросс» получил механическую КП от 2‑литрового мотора Renault, которая способна выдержать подобные перегрузки. Вариатор же на такое не способен: максимальный крутящий момент, без проблем перевариваемый этой трансмиссией — 160 Нм, а мотор 1.6 выдает в пике 152 Нм, что уже близко к предельному значению.
По идее, убрав систему Lada Ride Select, сюда можно было бы поставить и мотор 1.8 с обновленной АМТ, которая теперь работает получше иных автоматов. Но конструкторы АВТОВАЗа выбрали другое решение, так как адаптировать «робот» под Xray Cross выходило даже дороже (!), чем ставить на него проверенную связку из мотора 1.6 и вариатора. Ведь несмотря на внешнее сходство, конструктивно Xray и Xray Cross имеют массу отличий, начиная от большего веса последнего и заканчивая оригинальной конструкцией подвески с иными углами вылета ШРУСов. А используя двигатель 1.6 и CVT, им пришлось лишь поработать над софтом да установить новую выхлопную систему. Но, на наш взгляд, здесь также не обошлось без лоббирования интересов Альянса: ведь после прекращения прошлой осенью производства в России модели Nissan Almera линия по сборке моторов 1.6 в Тольятти была недозагружена.
Машины с автоматическими коробками занимают треть российского B-сегмента, поэтому на двухпедальный «Иксрей Кросс» в Тольятти делают большую ставку. Даже без CVT на внедорожную версию приходилось больше половины продаж всех «Иксреев», теперь же их доля еще увеличится. В очередь за новинкой уже выстроились каршеринговые компании, что косвенно подтверждает живучесть бесступенчатой трансмиссии Jatco — конторам краткосрочной аренды не нужны простои автопарка, а производителю — массовые возвраты машин по гарантии. И там и там умеют считать деньги.
У медиацентра теперь есть Apple CarPlay с Android Auto.
К слову о деньгах. По сравнению с версией Xray Cross, оснащенной мотором 1.8 на механике, переплата за вариатор составляет 50 000 рублей и в топовых версиях ценник автомобиля с новой коробкой почти дотягивает до миллиона. Да, иномарки-одноклассники еще дороже, притом что хуже оснащены, но словосочетание «Лада за миллион» все еще режет слух. И даже новый медиацентр с Apple CarPlay/Android Auto, который теперь есть в «топе», в этом плане мало что меняет. Правда, здесь вопрос не в автомобиле, который по своим потребительским качествам мало в чем уступает конкурентам, а в имидже марки. Но работающие в Тольятти «варяги» из французского офиса Альянса не оставляют надежд его исправить. В конце концов, в свое время у VW это получилось сделать с Audi, да и корейским маркам пришлось пройти не менее тернистый путь. Так что и у АВТОВАЗа все может получиться.
Багажник небольшой, но зато под полом — полнорзмерная запаска. Спинку переднего пассажирского кресла можно полностью сложить.
Технические характеристики Lada Xray Cross 1.6 CVT
Технические характеристики Lada Xray Cross 1.6 CVT
Габариты | 4171x1810x1645 мм |
База | 2592 мм |
Снаряженная масса | 1295 кг |
Полная масса | 1650 кг |
Клиренс | 215 мм |
Объем багажника | 361/1207 л |
Объем топливного бака | 50 л |
Двигатель | бензиновый, 4-цилиндровый, 1598 см3, 113/5500 л. с./мин-1, 152/4000 Нм/мин-1 |
Трансмиссия | бесступенчатая, привод передний |
Размер шин | 215/50R17 |
Динамика | 162 км/ч; 12,3 с до 100 км/ч |
Расход топлива | 7,1 л на 100 км в смешанном цикле |
Конкуренты | Hyundai Creta 1.6 AT, Kia Rio X-Line 1.6 AT, Renault Sandero Stepway 1.6 CVT |
- Две педали
- отличная подвеска
- японская трансмиссия и японский мотор (российской сборки)
- хорошее оснащение.
- Слабый мотор
- отсутствие системы Lada Ride Select
- высокая цена.
Вождение
На руле чувствуется искусственное усилие, не хватает динамики, но в целом машина едет неплохо.
7
Салон
НОжидаемо бюджетная отделка, при этом пластик поскрипывает на кочках.
7
Комфорт
Подвеска отлично отрабатывает неровности. В салоне достаточно тихо, напрягает лишь вой вариатора при разгоне.
7
Безопасность
В «базе» две подушки, но зато есть система стабилизации.
7
Средний балл
Вердикт
Автоматическая трансмиссия была нужна Lada Xray Cross как воздух, но новая коробка, поставленная на эту модель, оказалась с сюрпризом. Вместо автомата покупатели получили вариатор Jatco, а с ним — ниссановский мотор 1.6, которого машине явно маловато. Впрочем, кого-то такая расплата за комфорт вполне устроит.