Синдром Ивана Калиты: как у чиновников хотели отобрать иномарки и почему из этого ничего не вышло


Синдром «Ивана Калиты»: как у чиновников хотели отобрать иномарки и почему из этого ничего не вышло

Депутат Госдумы Султан Хамзаев («Единая Россия») решил публично заявить, что российским чиновникам, депутатам и сенаторам надо бы запретить использовать иномарки. По его мнению, все они должны пересесть на отечественные автомобили.

Чиновников в очередной раз хотят пересадить на «Лады» и прочие «Москвичи»? Звучит громко, но, при этом, несколько популистски. Такого рода заявления время от времени услащают слух населения, далекого от перечисленной когорты соотечественников. Аналогичное заявление недавно прозвучало из уст министра финансов, г-на Силуанова, решившего приблизиться к автомобилю Lada Aura на Петербургском международном экономическом форуме. Более того, он заявил, что и персональные водители никому не нужны – мол, сел сам за руль и поехал, куда следует. Это позволит «эффективнее использовать ресурсы и быть ближе к народу». А ежели в машине что-то сломается, то пусть чиновник прочувствует ситуацию на своей шкуре и примет участие в мерах по искоренению такого «безобразия».

Интересно было бы провести опрос общественного мнения: кто верит в то, что массовая «пересадка» с «Ауди» и БМВ на «Лады» реально произойдет? Мне кажется, что результат будет нулевым. Если, конечно, указом Президента любой иномарочный транспорт не будет объявлен вне закона. Дескать, хватит транжирить казенные миллионы и демонстрировать свою «исключительность» – вы же народные избранники, как-никак… Если, конечно, подобный термин еще что-то значит.

Но интересно и другое. Подобные мероприятия по пересаживанию чиновников «с кресел на табуретки» уже имели место на примере ГАЗа и АЗЛК. В Нижнем этим популизмом ведал г-н Немцов, а в Москве – г-н Лужков. На пике популизма был даже устроен некий аукцион по продаже государевых иномарок, который с треском провалился. Но примечательно то, что чиновничьи машины всегда должны были кардинально отличаться от серийной продукции завода!

На «Москвиче», помнится, построили два седана на удлиненном шасси от базовой пятидверной модели 2141: «Князь Владимир» и «Иван Калита». Первый представлял из себя «Москвич» конца 1990-х с кузовом седан и увеличенным пространством для задних пассажиров, а «Иван Калита» напоминал его же версию, доработанную с целью придания бюджетному, в целом, автомобилю налета роскоши. Такую машину некоторое время использовал с персональным водителем бывший тогда мэром Москвы Юрий Лужков.

Синдром «Ивана Калиты»: как у чиновников хотели отобрать иномарки и почему из этого ничего не вышло

АвтоВАЗ пошел своим путем. В Тольятти стали удлинять «десятку» за неимением лучшего на тот момент донора. Получились две модели: ВАЗ-21108 «Премьер» и ВАЗ-21109 «Консул». Именно «Консул» стал флагманом со значительно удлиненным кузовом: колесная база выросла на 65 сантиметров, превратив от природы узкую «десятку» в подобие лимузина. Но особой популярностью «Консул» не пользовался.

А на ГАЗе представили удлиненную модель 311055. В отличие от «Князя Владимира» и «Консула», такая «Волга» не выглядела кустарно и стоила не намного дороже базовой модели. Однако и к ней чиновники оказались равнодушны.

Весной 2014 года Дмитрий Медведев запретил покупать за государственный счет машины иностранного производства – правда, это были не совсем иномарки в строгом понимании этого термина. Ведь, начиная с середины 2000-х годов, в России стали массово возникать заводы по сборке иномарок. И продукция этих предприятий решением Медведева не запрещалась к покупке за государственный счет. В итоге на парковках министерств и ведомств на смену «Волгам» стали массово появляться Toyota Camry и Ford Mondeo. Для чиновников выше по рангу полагались BMW, которые собирались на заводе «Автотор» в Калининграде, или Audi, которые некоторое время собирались в Калуге на заводе группы Volkswagen. Наконец, в 2019 году заработал подмосковный завод Mercedes-Benz.

Был и другой способ остаться на иномарках. Вместо покупки машин соответствующие ведомства стали заключать контракты с транспортными или с лизинговыми компаниями на предоставление соответствующих услуг. Так на парковках госучреждений в Москве можно было встретить седаны Genesis или Lexus.

Короче говоря, очевидно главное: ездить на нашемарках чиновники не желают, а потому пойдут на любые ухищрения, чтобы избежать такого «позора». Ну а «Аурусов» на всех точно не хватит…


Источник