Шведская модель STCC.
STCC. Шведская модель
Городская гонка чемпионата STCC в Гетеборге, прошедшая под эгидой Volvo, ярко продемонстрировала значительное преимущество шведского подхода к развитию автомобильных соревнований перед российским.


STCC в Гетеборге
© Фото: 5 колесо
Исторически сложилось так, что все революционные преобразования — от государственного устройства до реорганизации кольцевого автоспорта, предпринимаемые в России, реализуются, если удается, не у нас, а за рубежом, например, в Швеции. Мы 70 лет с энтузиазмом строили социализм, а построили его в итоге скандинавы, никогда за него не боровшиеся и громкими лозунгами не кричавшие. То же самое происходит теперь и с кольцевым автоспортом.
В отличие от ралли, «кольцо» в Швеции не получило широкого распространения. Эта одна из немногих европейских стран, по уровню гоночной культуры не сильно превосходящая Россию. Однако пока наши чиновники и организаторы чемпионатов делят власть и создают новые серии, шведы без фанатизма развивают свой автоспорт планомерно и обстоятельно. При этом шведская модель развития имеет лишь три глобальных отличия, но зато какой результат! Во-первых, шведы не стремятся называть всех гонщиков профессиональными пилотами, четко разделяя любительский и профессиональный автоспорт. Во вторых, они не придумывают ничего нового и обращаются за помощью к специалистам из стран с более развитой гоночной культурой. И самое главное – гонки в Швеции проводятся для широкой аудитории зрителей, а не только для пилотов, их семей и спонсоров.

STCC в Гетеборге
© Фото: 5 колесо

STCC в Гетеборге
© Фото: 5 колесо
В свете сказанного этап национального кузовного чемпионата STCC в Гетеборге мог бы стать ценным уроком для российских организаторов, если бы те посетили это мероприятие. Поучиться действительно стоило бы! Как и многие российские соревнования, гонка проходила на городской трассе. Однако шведы, не страдающие гигантоманией, сделали ставку на качество, а не на количество. Имея ограниченный бюджет и пространство в порту, шведы построили трассу длиной всего 1,65 км, но широкую, безопасную и зрелищную. Получилось «маленькое Монако» в центре Гетеборга. В результате посмотреть гонку собралось 29 тысяч зрителей… При населении города в 500 тысяч человек и цене билета от €35 до €55. Вычисления показывают, что сборы организаторов от продажи билетов составили более €1 млн, что окупило почти все затраты на возведение трассы. Шведская модель показывает, что даже при нашем уровне гоночной культуры, при умелой организации подобные мероприятия вполне могут быть успешными. Не лучше ли нам начать проводить гонки для зрителей, а не для участников? Ведь только такие соревнования с полной долей серьезности можно назвать профессиональными. Если же никто не хочет покупать, а даже брать бесплатно гоночный продукт, о каком профессионализме вообще можно вести речь?
Экотуринг
В этом году компания Volvo произвела революцию в шведском чемпионате, представив миру первый «зеленый туринг» — спортивный C30, работающий на биоэтаноле (Е85). Несмотря на молодость, экологически чистый C30 оказался быстрым и зрелым автомобилем. В Гетеборге Роберт Долгрен завоевал поул-позишн и уверенно лидировал в гонке большую часть дистанции. Сломанная подвеска, полученная при контакте с соперником, не позволила шведу финишировать на подиуме. Его норвежский партнер по команде Томми Рустад пересек финишную черту пятым. Программа совершенствования биоэтанольных моторов Volvo C30 рассчитана на три года, но пока реализуется только в Швеции. В российском туринговом чемпионате RTCC команда Volvo дебютирует в 2009 году с проверенными бензиновыми C30. То же спортивное бюро, что строит машины для STCC, будет готовить их к гонкам. Имена пилотов, которые сядут за руль C30 в RTCC, объявят осенью, но состав команды Volvo будет, скорее всего, интернациональным.
STCC в Гетеборге
© Фото: 5 колесо