Шведская модель STCC

STCC. Шведская модель
В Гётеборге, на гонке чемпионата STCC, поддержанной Volvo, продемонстрировали очевидное преимущество шведского подхода к развитию автоспорта перед российским.


STCC в Гетеборге
© Фото: 5 колесо
Все революционные преобразования, начиная от модели государственного устройства до реорганизации кольцевого автоспорта, в России, если удаётся осуществить, реализовываются не у нас, а где-нибудь в Швеции. 70 лет с остервенением строили социализм, а построили его в итоге скандинавы, никогда за него не боровшиеся и громкими лозунгами не кидавшиеся. То же самое происходит сейчас и с кольцевым автоспортом.
Ралли не так популярно в Швеции, как в других европейских странах. Уровень развития автоспорта там сравним с российским. В то время как наши руководители спортивных мероприятий ведут борьбу за власть и разрабатывают новые серии соревнований, шведы спокойно и методично развивают свой автоспорт. Шведская модель развития отличается тремя главными моментами, которые приносят значительный результат. Во-первых, шведы не называют всех гонщиков профессионалами, четко разделяя любительский и профессиональный автоспорт. Во-вторых, они обращаются за помощью к специалистам из стран с более развитой гоночной культурой. И самое главное, гонки в Швеции проводятся для широкой публики, а не только для пилотов, их семей и спонсоров.

STCC в Гетеборге
© Фото: 5 колесо

STCC в Гетеборге
© Фото: 5 колесо
В свете сказанного прошедший в Гетеборге этап национального кузовного чемпионата STCC мог стать отличным примером для российских организаторов. Нужно было лишь посетить это мероприятие, как шведский чемпионат. Обучиться действительно стоило бы! Как и многие российские соревнования, эта гонка проходила на специально построенной городской трассе. Но в отличие от россиян шведы не страдающие гигантоманией сделали ставку на качество, а не на количество. Имея ограниченный бюджет и скромное пространство в порту, шведы построили трассу длиной всего 1,65 км, но широкую, безопасную и зрелищную. Получилось «маленькое Монако» в самом центре Гетеборга. В результате на гонку собралось 29 тысяч зрителей… При населении города в 500 тыс. и цене билета в €35–55. Нехитрые вычисления показывают, что сборы организаторов от продажи билетов составили более €1 млн, что окупило почти все затраты на возведение трассы. Шведская модель показывает, что даже при нашем уровне гоночной культуры при умелой организации подобные мероприятия могут окупаться. Так не лучше ли и нам начать проводить гонки для зрителей, а не для участников? Ведь только такие соревнования с полной долей серьезности можно назвать профессиональными. Если же гоночный продукт не хотят покупать, а даже брать бесплатно, о каком профессионализме вообще можно вести речь? Впору хвататься за голову!
Экотуринг
В этом году компания Volvo произвела революцию в шведском чемпионате, представив миру первый «зеленый туринг» — спортивный C30, работающий на биоэтаноле (Е85). Несмотря на молодость, экологически чистый C30 показал себя быстрым и зрелым автомобилем. В Гетеборге Роберт Долгрен завоевал на нём поул-позишн и большую часть дистанции уверенно лидировал в гонке. Сломанная подвеска из-за контакта с соперником не позволила шведу финишировать на подиуме, в то время как его норвежский партнер по команде Томми Рустад пересек финишную черту пятым. Всего гоночная программа совершенствования биоэтанольных моторов Volvo С30 рассчитана на три года, однако реализовываться она будет пока только в Швеции. В российском туринговом чемпионате RTCC команда Volvo дебютирует в 2009 году с уже проверенными бензиновыми C30. То же спортивное бюро, что строит машины для STCC, готовит их к гонкам. Имена пилотов, которые сядут за руль C30 в RTCC, назовут осенью, но почти наверняка состав команды Volvo будет интернациональным.
STCC в Гетеборге
© Фото: 5 колесо