«Роксана» и «Стилс»: пострадавшие от Перестройки

«Роксана» и «Стилс»: жертвы перестройки
Каждый знаком с латвийским «Рафиком»! Вместе с «колхозной» уазовской «буханкой» этот цивилизованный городской автомобиль успешно защищал в советские времена честь отечественного микроавтобусостроения. Но ничего вечно не существует, и даже хит рижского автопрома — РАФ-2203, выпускавшийся с 1976 по 1997 год на базе узлов и агрегатов «Волги», потребовал модернизации. Как ни улучшали морально устаревшую модель, обстоятельства требовали перемен. И пока ветеран доживал свою долгую конвейерную жизнь, заводская администрация приступила к реализации проекта обновления. Да с таким размахом, что на весь Союз объявил конкурс на лучший дизайн «РАФа» 21 века. Как ни странно, в конкурсе стиля победили заводские таланты. В ходе внутренних баталий также была определена компоновка перспективного микроавтобуса, получившего кодовое имя РАФ-М1.

В 1987 году началась работа над переднеприводным полукапотным автомобилем. Почти готовый проект и изготовленный макет М1 в масштабе 1:5 оказались под угрозой, когда руководство решило использовать классический задний привод для оптимизации расходов и из-за проблем с комплектующими узлами. Конструкторы были огорчены отказом от прогрессивного переднего привода, но продолжили работу. К концу проекта новое руководство КБ разрешило вернуть передний привод. Кроме того, вагонная компоновка признана более перспективной.

В соответствии с этим на проектных «стапелях» появилась вторая модель — М2. Решено было не отказываться от первой модели и сделать в металле ходовой образец. В качестве силового агрегата для М1 был определен впрысковый ЗМЗ-406, самый продвинутый двигатель Заволжского моторного завода в то время. Мотор стыковался с пятиступенчатой коробкой передач УАЗа. В передней подвеске использовались стойки типа «Макферсон» от представительского седана «Волга-3105». В задней – подпружиненная балка. Рулевая рейка и усилитель, за неимением более подходящего варианта, были взяты у фордовского «Транзита». К слову, стилистика М1 в целом тоже напоминала «Транзит».
В 1990 году ходовой образец вышел на улицы Риги для первоначальных испытаний. После этого машину отправили в Великобританию для завершающей доработки. Отладку доверили фирме «Интернешнл аутомотив дизайн», с которой уже был положительный опыт взаимодействия у НАМИ. Британцы не подвели и в этот раз, доработав кузов и салон М1. На данном этапе прототип получил «человеческое» имя – РАФ-М1 «Роксана». По непроверенным сведениям, на этом имени настоял один из конструкторов, страстно почитавший талант популярной в то время певицы Роксаны Бабаян. В 1991 году латвийский прототип был представлен в Британии. А в 1992 году опытный экземпляр с романтическим именем показали на московской выставке «Автотехника».

Автомобилю не улыбнулась удача. Разрушение великого государства привело к появлению «вотчин». На повестке дня стояли иные задачи, нежели выпуск новых машин. Проекту не нашёлся инвестор. Последней надеждой для Рижской автобусной фабрики оставался РАФ-М2, получивший к тому времени своё имя — «Стилс», что с латышского переводится как «стиль».


Дизайнеры ЦНИИАИ разработали стилистику «Стилса», который кардинально отличался от своего предшественника, напоминая внешне микроавтобусы РАФ 60-х годов. Запорожский автозавод изготовил прототип по заказу латышских разработчиков. Двигатель у «Стилса» был такой же, как и у его предшественника – 2,3-литровый 16-клапанный мотор мощностью 150 л. с., расположенный продольно на переднем приводе. Такое расположение упрощало создание полноприводной версии, о которой мечтали создатели машины. Задняя подвеска была независимой, на продольных рычагах с цилиндрическими пружинами. Спереди применялась «двухрычажка» из-за специфической компоновки. Рулевое управление с гидравлическим усилителем и регулируемой по высоте и углу наклона травмобезопасной рулевой колонкой позаимствовали у «Мерседеса».
Микроавтобус длиной 4850 мм, шириной 2000 мм и высотой 2050 мм имел внушительную колесную базу в 2650 мм и довольно низкий уровень пола – 420 мм. Планировалось использовать гидропневматическую подвеску с изменяемой высотой пола. 12-местный микроавтобус был оснащен кондиционером, а зеркала, окна и замки дверей имели электропривод. Максимальная скорость составляла 170 км/ч при среднем расходе топлива 11,5 л на 100 км.

Статические испытания показали высокую жесткость кузова машины «Стилс». В 1993 году РАФ-М2 «Стилс» был представлен публике. Рижане продвигали свою разработку на выставках, одновременно пытались запустить М2 в серию на опытном производстве малых серий. Параллельно искали поставщиков узлов и агрегатов, например, коробки передач. Все попытки оказались безуспешными: «Стилс» не заинтересовал никого. В мире были свои «Транзиты», а в России запустили «Газель». В результате для нового проекта не нашлось инвестора, как и для «Роксаны».