Расплата за незнание: о чем нужно помнить, когда ездишь на машине зимой
Зимняя эксплуатация автомобиля гораздо сложнее летней, хотя многие начинающие водители об этом не догадываются. О чем нужно помнить, если садишься за руль зимой
Современный автомобиль весьма надежен. Он легко пускается в мороз, а многочисленные системы автоматики вселяют в его владельца уверенность в абсолютной безопасности. Но не тут-то было: до полной победы над обстоятельствами ой как далеко.
ПОЛНЫЙ ПРИВОД
Полноприводные автомобили лихо разгоняются на скользких покрытиях, оставляя позади всех моноприводных собратьев, но именно они часто попадают в ДТП в безобидных, казалось бы, ситуациях. Почему? А потому, что им не хватает тормозного пути: разогнаться-то они могут быстрее потока, а вот тормозить умеют только наравне со всеми. Их тормоза ничуть не эффективнее, чем у остальных: используются те же четыре колеса, как и у всех. И гололёд для полноприводной машины такое же зло, как и для любой другой.
ЗИМНЯЯ ДОРОГА
Скользкая дорога опасна для любых машин: никакая электроника не справится с низким коэффициентом трения. Поэтому каждый выезд за город с более-менее очищенных городских улиц может перерасти в ДТП на заснеженной и укатанной дороге. Очень полезно время от времени оценивать реальное состояние покрытия, слегка притормаживая. То же можно делать и при разгоне: если начинается легкая пробуксовка ведущих колес, то дорога – особенно скользкая. Следует помнить, что самые скользкие места, как правило, расположены на мостах и эстакадах, а также там, где машины часто тормозят или пробуксовывают. Перечень довольно длинный – это, к примеру, участки дороги перед крутыми поворотами, перекрестками, пешеходными переходами, лежачими полицейскими, остановками общественного транспорта и т.п. Летом никаких особых опасностей в таких местах нет, но зимой все меняется.
ДАВЛЕНИЕ В ШИНАХ
Редкий водитель корректирует его с наступлением холодов – а зря. Охлаждение на каждые 10 градусов приводит к падению давления примерно на 0,1 бара. И если вы накачивали свои колеса еще летом, то в сильный мороз не досчитаетесь примерно 0,3 – 0,4 бара. Поэтому хорошо бы проверять давление в шинах зимой хотя бы раз в 2 – 3 недели, а также при резких изменениях температуры.
ТОПЛИВО
Основные проблемы, конечно же, случаются зимой у владельцев дизельных машин, поскольку им постоянно норовят залить в бак летнее ДТ вместо зимнего. Но и бензиновые моторы не любят шуток, когда в бензин попадает вода и замерзает, блокируя работу топливной магистрали. Есть реальный смысл периодически использовать осушители топлива, которые соединяются с водой, предотвращая ее замерзание, а затем сгорают в цилиндрах мотора.
МАСЛО И АНТИФРИЗ
Категорически не рекомендуется даже кратковременно заливать на морозе вместо антифриза воду, даже если нужно «только доехать», а затем все слить. Если, что называется, ситуация приперла, то используйте только горячую воду – иначе радиатор, через который поначалу циркуляция не идет, быстренько промерзнет и лопнет. И, вообще, на таких жидкостях как антифриз экономить нельзя – будет плохо. То же касается и моторного масла: используйте только известные бренды, не обращая внимания на прочие красивые этикетки. Если пробеги машины небольшие или, тем более, если зимой машина не ездит, то замену моторного масла лучше проводить весной. Зимой оно насыщается влагой, а заодно разбавляется несгоревшим топливом при каждом пуске мотора. Если же осенью выясняется, что пробег автомобиля после предыдущей замены составляет более 5 – 7 тысяч километров, то масло лучше заменять до морозов. Хорошо известно, что летом деградация масла ускорялась высокими температурами и нагрузками на двигатель.
ОБМЕРЗАНИЕ СТЕКОЛ
Типичная зимняя картина – обмерзание внутренней поверхности стекол во время стоянки. В бездействующем автомобиле такое невозможно, поскольку причиной обмерзания после поездки становится теплый и влажный воздух, которого в пустой машине просто нет. Влага оседает на стеклах и замерзает. Способов борьбы несколько. Скажем, после поездки на стоянке проще всего открыть все двери автомобиля и хорошенько проветрить салон в течение несколько минут. Еще можно за несколько минут до подъезда к месту стоянки выключить отопитель и открыть стекла: проветривание удаляет теплый и влажный воздух. В любом случае, чтобы влажность в салоне была меньше, нужно отряхивать обувь от снега и вовремя избавляться от лужиц воды на ковриках автомобиля.
АККУМУЛЯТОР
В заключение – про батарею. Контроль состояния, своевременная зарядка – с этим все понятно, но есть один забавный нюанс. Теплоизоляция АКБ, распложенной в моторном отсеке, зимой… не нужна! Она работает летом, предохраняя батарею от перегрева. А вот зимой эффект обратный: холодную батарею надо бы согреть, а теплоизоляция загораживает ее от горячего мотора. Помните об этом и правильно эксплуатируйте аккумулятор автомобиля зимой.