Ралли Сан-Ремо и Австралия в чемпионате мира по ралли 2000 года: нетактичные действия.

Ралли 2000 года: Сан-Ремо и Австралия. Поступок без стратегии.
В чемпионате мира по ралли напряжение достигло пика. В Сан-Ремо и особенно в Австралии могли быть определены обладатели всех главных титулов. Положение в личном и командном зачетах получилось необычным, а сами гонки сложились весьма странно.
Ралли «Сан-Ремо»
В этом году трасса располагалась к северу от Сан-Ремо, на Лигурийских холмах, и состояла из шести спецучастков. Гонщикам приходилось проезжать их неоднократно в обоих направлениях. Такой формат в мировом ралли не использовался двадцать лет назад. Организаторы приняли это решение для сокращения миграции зрителей, которые в первые два дня могли наблюдать четырёхкратное прохождение автомобилей с одного места. Сервисный парк разместили непосредственно в Сан-Ремо, чтобы избежать проблем с перемещением технических служб по узким горным дорогам.
Последние два года в Сан-Ремо побеждал действующий чемпион мира Томми Мякинен, а в группе N — Джанлуиджи Галли.
Семь заводских команд приступили к старту. Ford, Subaru и Peugeot поставили по три автомобиля на гонку. В стартовом протоколе значилось 41 машина класса WRC: по 11 выставили Subaru и Toyota. Шесть машин Corolla WRC от частной команды Griffon.
В связи с короткой паузой после этапа на Корсике технических нововведений не появилось много.
Ford увеличил диаметр тормозных дисков на всех автомобилях до размеров, которые есть у Peugeot, а пилот команды Пьеро Лиатти продолжал тестировать систему управления скоростями с помощью джойстика.
На испытаниях Subaru использовались новые шины Pirelli на асфальте.
В Peugeot все еще применялись механические передний и задний дифференциалы, но главным являлся не технический, а стратегический вопрос. Все заинтересовались, что станет приоритетом для команды: зачет пилотов или конструкторов? Коррадо Провера, спортивный директор, ответил кратко: «Политика команды неизменна. Цель — победа в зачете изготовителей».
Для Skoda Octavia WRC гонка на асфальте стала дебютом. Новая, облегчённая модель с усовершенствованной развесовкой должна была продемонстрировать свои конкурентные качества.
У Mitsubishi не было времени на испытания – команда устраняла последствия корсиканских «краш-тестов».
Автомобиль Томми Мякинена удалось отремонтировать, а вот Carisma GT Фредди Луикса подлежал списанию.
В этом году гонка прошла позже обычного, и командам пришлось с большей серьезностью относиться к новой для ралли науке — метеорологии.
Это необходимо было из-за больших расстояний между сервисными парками и ограниченных возможностей внесения изменений в записи результатов.
Недавние сильные дожди вызвали серьезные проблемы. Грязь на дорогах после проезда транспорта оказывалась в неожиданных местах при изменении направления движения.
Первый круг определил начало противостояния Бернса с всей компанией Peugeot. Ричард одержал победу на стартовом СУ, за ним финишировали автомобили «Пежо». Не три машины под управлением Паниззи, Делекура и Гронхольма, а четыре: пятое место в общем зачёте занял итальянец Ренато Травалья на Peugeot 306 KitCar.
Потом все стало ясно, и между Паниззи и Делекуром начались выпадaния друг на друга. У Франсуа на первых спецсегментах не заработала система противодействия запаздыванию, и Жиль получил 12 с гандикапа.
Пьеро Лонги, выступавший на Corolla WRC и занимавший пятое место, неожиданно попал в аварию на СУ-5. Другие участники старались найти свой ритм в сложившейся ситуации.
Кеннет Эрикссон противостоял дифференциалу, порождавшему эффекты избыточной поворачиваемости у Hyundai. Его напарник Алистер Макрей ехал с задымлённым салоном — из командного пункта начало вытекать масло.
Дидье Ориолю повысил скорость после замены карты управления трансмиссией. Однако счастье пилота оказалось кратковременным — затем двигатель отказал из-за проблем со свечей.
Пьеро Лиатти, специалист по асфальту, тоже столкнулся с трудностями — из заднего дифференциала протекло масло, и Ford загорелся. У Тони Гардемайстера начались проколы колес: дважды помог «антипрокольный» мусс, а в третий раз шина просто порвалась.
Hyundai пилотам не везло. Эриксон недоволен управляемостью машины, Алистер Макрей жалуется на слабость двигателя и частые проблемы с гидравликой. Только Бруно Тири усердно тестирует Accent. Несмотря на подобные неудачи все заводские экипажи остаются в строю!
К полудню стало понятно: если ничего особенного не случится, догнать Паниззи и Делекура будет трудно. Фордовцы постепенно улучшали свою позицию — Карлос Сайнц поднялся с восьмого на пятое место, благодаря помощи Лонги.
Маркко Мартин, выступавший за рулём Toyota Corolla WRC, стал жертвой инноваций Toyota. Неисправность гидравлической системы вынудила его перейти на ручное переключение передач. «Не могу жаловаться, ведь сам просил установить электронную систему переключения на руль», — с сожалением говорил Мартин.
Второй день ралли включал семь спецучастков, из которых четыре протяженностью 37 километров. Главным событием стало выбытие команды Peugeot из-за аварии Ричарда Бернса. На длинном спуске к финишу его Subaru врезался в скалу, в результате чего был сильно поврежден радиатор.
Ричард на машине, лишенной жидкости для охлаждения, прибыл в сервис-парк. Даже самые опытные механики Prodrive не смогли отремонтировать двигатель.
В Peugeot продолжалась борьба Паниззи и Делекура. Томми Мякинен приближался к лидерам.
Лучшее время на одном из длинных СУ позволило ему подняться с седьмого места на пятое, а после СУ-12 он обошел Карлоса Сайнца и занял третью позицию. Организационные проблемы повлияли на ход гонки. Стандартные задержки в расписании привели к тому, что последний спецучасток дня был отменен.
В завершающий день ралли планировалось провести два спецучастка, точнее — один на 12 километров с проездом в обе стороны.
Радость организаторов от приличного поведения зрителей на ралли быстро угасла. На финальный СУ, как предсказывалось, собрались толпы болельщиков. В этот момент Toyota Маркко Мартина съехала с дороги и травмировала двух человек из числа зрителей. Мартину врачам пришлось удалить осколки стекла из глаза.
Пройдя пять машин, обратный путь сквозь неудачный СУ преградил комиссар безопасности FIA, сочтя ситуацию безнадежной.
Маркус Гронхольм, пытаясь догнать Томми Мякинена и завершить день «полным» подиумом Peugeot, повредил заднюю подвеску и занял четвертое место. Жиль Паниззи одержал победу, опередив Франсуа Делекура на 16,8 секунды.
Ралли «Австралия»
За днём до предпоследнего этапа чемпионата мира четверо пилотов (Маркус Гронхольм, Ричард Бернс, Колин Макрей и Карлос Сайнц) и три команды (Peugeot, Subaru и Ford) готовились сражаться за высший титул. Возможно, это первый случай за 27-летнюю историю чемпионата, когда шансы нескольких претендентов на победу так долго оставались равными. Вообще, вопрос обо всех четырех титулах FIA оставался открытым за два этапа до окончания чемпионата. Из команд — соискательниц очков в зачете изготовителей в Австралии отсутствовала лишь Рkoda.
Трассы из грунта славятся индивидуальным характером гонок. Именно здесь проявляется эффект шарикоподшипника. Тактическое ведение боя популярно как нигде больше: первым на финише оказывается тот, кто может находиться за спиной лидера, расчищающего трассу от гравия.
У Томми Мякинена оставались лишь малые шансы на защиту титула, тогда как Маркусу Гронхольму при удачном стечении обстоятельств уже в Австралии могло улыбнуться счастье чемпионства. Однако до этого Маркус выступал в Австралии только один раз, а его главный соперник Ричард Бернс выиграл здесь год назад.
Для Колина Макрея это был стопрой ралли. Шотландец — восьмой гонщик в истории WRC, достигший такой отметки.
Маркко Мартин впервые выступал в составе команды Subaru, а Тапио Лаукkanen — в команде Ford.
На Mitsubishi дебютировал Эрик Кома, бывший пилот «Формулы 1», участвуя в зачете группы N. К сожалению, для него это стало последним стартом. Первый раз Prodrive выставила четыре автомобиля Subaru. Майкл Гест, австралиец, выступал за Hyundai последний раз: его контракт истек.
Ралли началось суперспецучастком вокруг Лэнгли-Парка. Самым быстрым здесь был Маркус Гронхольм. Настоящая гонка стартовала на следующий день в лесном массиве восточнее Перта, где также победил Гронхольм. Обычно в Австралии первая машина не может долго лидировать. Тем не менее, Гронхольм нарушал неписаные законы ралли «Австралия». Его соперники растерялись: то ли ждать, пока он сам выдохнется, то ли всем объединиться против него, то ли всё оставить как есть, в надежде на то, что согласно теории, во второй день ралли лидерство обернется против Маркуса.
Прочие экипажи испытывали трудности: у Маркко Мартина возгорелся огонь под днищем автомобиля, повредив трансмиссию. Фредди Луикс остановился на СУ из-за неисправности системы управления двигателем, а у Дидье Ориоля на Seat сломался дифференциал. «Так всегда бывает — что-нибудь да случится», — жаловался Дидье. — При подобных неполадках дальше ехать опасно».
Пилоты Hyundai стартовали с позитивной динамикой, но Алистер Макрей вышел за пределы трассы на СУ-2. На следующем спецучастке из двигателя машины Кеннета Эрикссона вытекло масло. В ходе гонки пришлось доливать моторное масло, трансмиссионное и даже тормозную жидкость. Благодаря усилиям механиков двигатель удалось сохранить.
У Франсуа Делекура на Peugeote возникли проблемы с телеметрией. Механики испугались и заменили турбонагнетатель, считая его источником неисправности.
В результате аварии на СУ-6 Колин Макрей не смог рассчитывать на победу в чемпионате.Ford Focus, со стеклом, залитым маслом, добрался до финиша спецучастка и остановился.
После шести контрольных сегментов отставание Гронхольма составляло семь секунд. Подходила к концу очередная часть гонки, и тактика участников проступала ясно: каждая команда стремилась удержать занимаемое положение вплоть до следующего дня.
Вчера вечером стало известно, что увлекшийся тактической борьбой Карлос Сайнц остановился на финишном отрезке спецучастка между предупреждающим желтым и красным знаками судей. Нарушение правил привело к дисквалификации. Такая неожиданность исключила Карlosa Сайнца из борьбы за чемпионский титул.
К началу второго круга лидировал Юха Канккунен, отказавшийся от тактических уловок в первый день. Но скоро стало ясно, что это ненадолго — на спецучастках с 11-го по 15-й лидировал Ричард Бернс. Он прошел 45 км спецучастка «Веллингтонская дамба» почти на 20 секунд быстрее всех. Вторым был Мякинен, третьим — Эрикссон. Но это мало что давало шведу: ему нужно было опережать всех минимум на две минуты, а то и больше, чтобы стать лидером в конце дня.
Настал очередной момент для размышлений о стратегии. Отставание Бернса в 23,6 секунды не казалось достаточным – Ричард выдвинулся после Делекура и Гронхольма, и в Peugeot осознавали, что многое решает выбор тактики пилотом.
Peugeot разместил хронометристов по всему спецучастку на СУ-16. Эрикссон стал самым быстрым участником, опередив Ориоля. Мякинен занял четвертое место, Гронхольм — седьмое, Бернс — тринадцатое. Юха Канккунен вылетел с трассы.
К концу второго дня Ричард Бернс занимал выгодную позицию. Стартовать ему предстояло после Мякинена и Гронхольма, а от лидера он отставал всего на 4,2 секунды. Когда все считали, что сюрпризы дня закончились, сообщили о десятисекундном штрафе для Томми Мякинена за фальстарт. Это снова переместило тройку лидеров: первым стал Гронхольм, вторым — Бернс с отставанием в 5 секунд, третьим — Мякинен, также с таким же отставанием.
Мнения публики касательно терпимости руководства FIA к тактике гонщиков ралли были негативными. Команды, которых обвиняли в нечестной игре с результатами, обращались к организаторам с замечанием о том, что затягивание принятия решений по серьёзным санкциям порождает напряжение.
Прибыв на старт первого СУ заключительного дня, Ричард Бернс затем решил проверить давление в шинах его штурман Роберт Рейд вышел из машины. Вскоре раздался характерный звук спускающейся шины. Так экипаж получил возможность поменять колесо в пятиминутный непенализируемый интервал, предусмотренный правилами. Мякинену всё равно пришлось стартовать перед Бернсом…
День состоял из трёх длинных спецучастков и короткого финального. Борьба велась открыто, Мякинен, игнорируя выходки Бернса, выиграл два первых участка. Гронхольм стал победителем СУ-3 и СУ-4, а Бернс на всех четырёх показал второе время. Ричард благосклонно признал своё поражение: «У меня не было возможности так же быстро включиться в борьбу, как Мякинен. Сегодня победил быстрейший гонщик!»
Последний сюрприз ралли оказался самым серьёзным: Томми Мякинен был дисквалифицирован за использование не omologirovannogo турбонагнетателя на своей Mitsubishi. Это позволило Маркусу Гронхольму занять первое место и команде Peugeot впервые с 1986 года завоевать чемпионский титул.
Победил сильнейший?