Ferrari… и все остальные


Ferrari… и все остальные

Финал сезона «Формулы 1» прошел без борьбы за главные титулы: Михаэль Шумахер стал чемпионом, а Ferrari получила Кубок конструкторов, когда до конца чемпионата оставалось еще несколько этапов

Финал сезона «Формулы 1» прошел без борьбы за главные титулы: Михаэль Шумахер стал чемпионом, а Ferrari получила Кубок конструкторов, когда до конца чемпионата оставалось еще несколько этапов. Да и со вторыми призами, в общем-то, все было ясно.

Scuderia Ferrari Marlboro

Команда из Маранелло прекрасно провела нынешний сезон. Будучи действующим чемпионом мира, она снова одержала победу в Кубке конструкторов и в личном первенстве. У Ferrari это уже третий подряд чемпионский титул и 11-й в ее истории.

Михаэль Шумахер доволен: «Вне всяких сомнений, это был мой лучший сезон. Машина оставалась надежной и конкурентоспособной на всех трассах, за исключением разве что Хоккенхайма. Мы победили в двух первых гонках, а затем нам пришлось как следует побороться, чтобы отстоять преимущество, но это было увлекательно. В итоге мы снова стали чемпионами, что весьма приятно».

Успех достигнут благодаря многолетним усилиям команды. Похоже, стабильность обеспечена ей до конца 2004 года: именно до этого срока продлили свои контракты все ведущие сотрудники Ferrari.

Спортивный директор «Скудерии» Жан Тодт тоже не скрывает радости: «Очевидно, что это был отличный сезон. У Ferrari 179 очков в Кубке конструкторов и девять побед. Мы стали чемпионами мира после тринадцати Гран-при без особой конкуренции и, конечно, фантастически здорово было закончить чемпионат победой. Я не люблю превосходные степени, но и прошлый год был великолепен, и нынешний великолепен. Это один из наших самых прекрасных сезонов. Мы будем стараться изо всех сил и в следующем году».

West McLaren Mercedes

Для Рона Денниса и его команды сезон оказался самым неудачным за последние годы, хотя поначалу на него возлагались большие надежды. Дэвид Култхард всерьез собирался выиграть чемпионат. Расчеты шотландца подкреплялись чередой стабильных выступлений в нескольких первых гонках: второе место в Мельбурне, третье — в Малайзии, победа в Бразилии, второе место в Сан-Марино. Четыре этапа — четыре подиума. В итоге — «промежуточное» лидерство в чемпионате при равном количестве очков с Михаэлем Шумахером.

У Мики Хаккинена все складывалось по-другому. За то же время он смог набрать всего 4 очка.

Во второй половине сезона Култхард столкнулся с множеством проблем: трижды сходил с дистанции из-за технических неполадок, в Сильверстоуне попал в аварию. Но если Дэвиду удавалось финишировать, он всегда набирал очки.

Британская команда не поспевала за Ferrari. Очевидно, ей не удалось быстро «освоить» трэкшн-контроль и систему оптимизации старта, тогда как Scuderia №1 отлично справлялась с технической работой. Некоторые уик-энды кончались для серебристо-черных болидов по-настоящему плачевно: в Австрии и Франции машина Мики застряла на стартовом поле, а в Испании он, будучи лидером, сошел на последнем круге…

Хаккинен так разочарован, что взял годичный отпуск. А у Денниса появились новые заботы. От одной из них он избавился, подписав контракт с Кими Райкконеном. Однако ответа на главный вопрос — как добиться надежности и скорости, чтобы вернуть лидерство в чемпионате, — пока нет. На это может уйти и несколько месяцев, и несколько сезонов.

BMW.WilliamsF1 Team

От второго сезона сотрудничества Williams и BMW ожидали многого. Конечно, о чемпионстве никто не помышлял, но на перемены надеялись. В итоге на счету команды четыре победы, три — Ральфа Шумахера и одна — дебютанта «Формулы 1» Хуана Пабло Монтойи.

Скорость болиды развивали прекрасную. Главной проблемой оставалась надежность машин. Пилоты финишировали только в половине гонок, причем в пяти из семнадцати Гран-при до клетчатого флага не дотянули сразу оба болида Williams.

В следующем сезоне у команды будет новый мотор — меньший по размерам, более легкий и мощный. Возможно, повысится и надежность. Если это произойдет, то с такими гонщиками, как Ральф Шумахер и Монтойя, команда будет не просто «лучшей среди прочих». В Williams знают, как выигрывать гонки, и помнят, как побеждать в чемпионатах.

Red Bull Sauber Petronas

Лучший сезон в истории команды. Инженеры смогли выжать все, что можно, из прошлогоднего мотора Ferrari. Да и пилоты Sauber выступили даже лучше, чем ожидалось. Особенно — Кими Райкконен, молодой финский гонщик, практически не имевший опыта вождения «формульных» болидов.

Команда расстается с титульным спонсором: глава Red Bull Дитер Матешитц намерен продать свою долю акций Sauber. Впрочем, это не должно ухудшить финансовое положение швейцарской «конюшни», так как в числе ее спонсоров появился Credit Suisse.

Кими Райкконена, перешедшего в McLaren, в следующем сезоне заменит другой новичок — бразилец Фелипе Масса, нынешний чемпион итальянской «Формулы 3000».

Benson&Hedges Jordan Honda

После того как в 1999 году команда выиграла первую гонку и заняла 3-е место в чемпионате, у нее появилась надежда на лучшее. Но затем — два неудачных сезона, в основном, из-за ненадежности машин.

Ярно Трулли провел второй год в составе Jordan. В 2001-м итальянец отыграл, по сравнению с предыдущим сезоном, две позиции в чемпионате и набрал на 5 очков больше, хотя финишировал только на шести этапах.

Одной из главных бед стали новые электронные системы. До австрийского этапа все складывалось неплохо, но на А1-Ринге обе машины не смогли тронуться с места. Трулли затем все-таки стартовал, однако напряжение было столь высоко, что он не заметил на пит-лейне красный свет и был дисквалифицирован. В двух последующих гонках сошла сначала одна, потом другая машина, а в итоге ситуация так накалилась, что обернулась неожиданным увольнением Хайнца-Харальда Френтцена накануне гонки в Германии.

Его место занял Жан Алези, который финишировал в четырех гонках из остававшихся пяти, но заработал лишь 2 очка. Всего за сезон команда набрала 19 очков (на 2 больше, чем в предыдущем) и заняла 5-е место в Кубке конструкторов.

В 2002 году у Jordan будет два новых пилота — опытный Джанкарло Физикелла и новичок Такума Сато.

Lucky Strike Reynard BAR Honda

Не набрав ни одного очка в дебютном сезоне 1999 года, в следующем BAR заняла 5-е место, а в нынешнем — 6-е (17 очков).

Уже в который раз обещания команды разошлись с результатами, и снова ее постигло разочарование. По надежности BAR (вместе с Prost) заняла второе место после Ferrari — после 34-х стартов машины 23 раза дошли до финиша, но над скоростью еще предстоит поработать.

На некоторых трассах все шло гладко — в Германии и Испании Жак Вильнев даже поднялся на 3-е место. А вот уик-энд в Индианаполисе обернулся для канадца настоящим кошмаром.

В новом сезоне у BAR будут те же пилоты и тот же мотор. Менеджер команды Крейг Поллок, как и прежде, вынашивает большие планы: «Я собираюсь сделать все, чтобы к началу следующего сезона мы стали сильнее. Если потребуется подключить к работе новых специалистов, это будет сделано. Я хочу подготовить команду к победам в гонках».

Mild Seven Benetton Renault Sport

В последнее время Benetton ярко проявляла себя в начале сезона, а затем ее результаты начинали тускнеть. Создавалось впечатление, что команда получала хорошую новую машину, но не могла совершенствовать ее в ходе сезона и начинала пропускать вперед соперников, работавших над доводкой автомобилей круглый год.

Нынешний владелец команды — Renault — пошел противоположным путем, решив опробовать новинки в этом году, а не в следующем, когда команда сменит «вывеску».

Руководитель Benetton Флавио Бриатторе предупреждал: «Мы не рассчитываем стать конкурентоспособными в первой половине сезона». Так и произошло. Болидам не хватало скорости, что приводило к провалу в «квалификациях» и финишам вне первой десятки. Во второй половине сезона результаты заметно улучшились, но и количество сходов немного увеличилось.

Команда использовала «революционный» мотор Renault с увеличенным углом развала цилиндров. Настройка двигателя потребовала нескольких месяцев. Это уже не первый раз, когда французский моторист играет ведущую роль в техническом прогрессе «Формулы 1». Кстати, прежде чем двигатель с турбонаддувом выиграл первую гонку, тоже прошло немало времени. Зато потом…

В 2002 году Ярно Трулли станет напарником Дженсона Баттона. Молодой британский гонщик полон оптимизма: «Если Renault удастся так же продвинуться за зиму, то, думаю, уже в начале сезона мы сможем квалифицироваться в первой десятке, а ближе к гонке в Сильверстоуне — начнем побеждать. Моя мечта — выиграть “домашний” Гран-при».

Jaguar Racing

Заняв в предыдущем сезоне 9-е место с четырьмя очками, команда поднялась теперь на 7-е, набрав десять очков. Тем не менее многие — и сама Jaguar Racing — считают прошедший чемпионат провальным.

За два года в команде четыре раза сменился руководитель (Джеки Стюарт, Нил Ресслер, Бобби Рэйхал, Ники Лауда). Вдобавок в этом сезоне уже через четыре гонки место Лучано Бурти занял Педро де ля Роза.

За весь сезон первый пилот Jaguar Эдди Ирвайн финишировал только в шести Гран-при. И даже его 3-е место в Монако не смогло кардинально улучшить положение команды.

Теперь же Ники Лауда рассчитывает переманить к себе профессионалов из других «конюшен», в частности, из Ferrari и Williams.

Prost Acer

Год назад — последнее место в чемпионате, ни одного очка, уход спонсора, отсутствие двигателя и денег, чтобы за него заплатить.

Но затем семья Педро Диница выкупила значительную часть акций французской команды и обеспечила приток жизненно важных финансовых средств. Ален Прост смог заключить соглашение с Ferrari о поставке моторов. Жан Алези остался пилотом номер один. Место второго гонщика поначалу занял пришедший из Minardi Гастон Маццакане, однако через четыре гонки его сменил Лучано Бурти.

После германского этапа Алези покинул команду, освободив место Хайнцу-Харальду Френтцену. А во время бельгийской гонки Бурти попал в аварию и выбыл из чемпионата. Так в Prost очутился Томаш Энге. Пять гонщиков за сезон! При этом синие болиды финишировали двадцать три раза и по надежности обошли даже Sauber. Но что-то не позволило инженерам получить от моторов Ferrari такую же отдачу, какой добилась швейцарская команда.

Алези дважды финишировал шестым (в Монако и Германии) и один раз — пятым (в Канаде), заработав для Prost 4 очка. Благодаря им команда заняла 9-е место в чемпионате и получила право на часть доходов от телевизионных трансляций «Формулы 1».

Orange Arrows Asiatech

Arrows с одним очком, добытым Йосом Ферстаппеном, заняла 10-е место — один из худших результатов в ее истории (в 1991 году команда не набрала ни одного очка, а в 1986, 1996 и 1999 гг. — по одному).

Мотор Asiatech не оправдал ожиданий шефа команды Тома Уокиншоу. Надежность машин оказалась чуть выше среднего показателя сезона, но гонки все равно кончались неудачами. Похоже, шасси 2001 года было не таким хорошим, как предыдущее.

В конце сентября Arrows подписала контракт с аргентинским дизайнером Серхио Ринландом (ранее работавшим в Sauber), который поможет команде улучшить машину 2002 года. Обладание мотором Ford также должно способствовать прогрессу Arrows в следующем чемпионате.

European Minardi

Двадцать восемь очков за 271 Гран-при — таков итог выступлений Minardi в «Формуле 1».

В начале нынешнего года у команды не было ни мотора, ни бюджета. Но в конце концов она заключила соглашение с австралийским бизнесменом Полом Стоддартом. Это произошло довольно поздно, поэтому в Мельбурн, на первую гонку, были отправлены не тестированные машины. Тарсо Маркес сошел тогда из-за неполадок с электрооборудованием, зато Фернандо Алонсо финишировал двенадцатым — впереди пилотов Benetton.

Под конец чемпионата Маркеса заменили Алексом Йонгом. Молодой малайзийский гонщик «привел» крупного спонсора — компанию Magnum. В прессу просочилась информация, что у Minardi появятся еще несколько азиатских партнеров. Хорошее финансовое обеспечение может позволить «маленькой», но отважной команде занять более высокое место в следующем сезоне. Вот только хватит ли для этого сил у мотора Asiatech?…


Источник