Проверка бронемашины ЗИЛ-4105: граната на крыше и снайперские выстрелы.
Советская винтовка СВД пробила броню лимузина Cadillac Fleetwood несколькими пулями, попавшими в салон. ЗИЛ-4105 выдержал как выстрелы из винтовки, так и подрывы гранат РГД-5 на крыше и под днищем.
В 1985 году на огневых испытаниях в подмосковной воинской части сравнивались «Кадиллак» и ЗИЛ. Бронированный американский лимузин создавался компанией O’Gara Hess & Eisenhardt из штата Огайо, а автомобиль ЗИЛ-4105 имел бронекапсулу, встроенную в кузов. Разные подходы к защите повлияли на результаты испытаний.
Cadillac Fleetwood на огневых испытаниях
Завершив выпуск ЗИСа-115 в 1955 году, завод продолжил исследовать возможности скрытого бронирования, несмотря на прекращение производства защищённых машин. Запрос кубинского руководства на поставку ЗИЛовых автомобилей стал поводом для разработки новых бронеавтомобилей. В 1983 году построили первые два экземпляра защищённого представительского автомобиля ЗИЛ-4105.
Автомобили внешне соответствовали стандартной модели ЗИЛ-115 (также известной как ЗИЛ-4104), однако салон «ноль пятого» был надежно защищен бронекапсулой производства Курганского машиностроительного завода. Продуманная конструкция, специальная сталь толщиной до 10 мм и пулестойкие стекла толщиной 43 или 47 мм теоретически обеспечивали надежную защиту, но без испытаний не обошлось.
Автомобиль ЗИЛ-4105 выдержал взрывы ручной гранаты РГД-5 на крыше и под днищем. Перед обстрелом из винтовки СВД пулями калибра 7,62 мм со стальным сердечником автомобиль также не получил серьёзных повреждений. В обшивке кузова были отверстия, но сквозного пробития не было даже в тех случаях, когда пуля попадала в края дверных или оконных проёмов.
Из отчета о тестировании: с верхней стороны ЗИЛ, внизу — Cadillac. Места пробития кузова обозначены чёрными точками.
У «Кадиллака», привезённого для сравнения с ЗИЛом, места крепления стекол и дверные стыки оказались недостаточно прочными — несколько пуль пробили защиту. К гранатам «американец» тоже оказался не готов: после подрыва РГД-5 на крыше в кузове появилось сквозное отверстие. Подрыв гранаты под днищем — осколки попали в салон, топливная система и электрические кабели повреждены.
Два автомобиля одинаково хорошо защищались от стрельбы из винтовки через бронированные стекла.
Курганский завод изготовил двадцать бронекапсул, предназначенных для установки в автомобили ЗИЛ-41051 и ЗИЛ-41052 (машины отличались внешним оформлением). Также было изготовлено две капсулы для опытных образцов ЗИЛ-4105.
Восстановленный прототип ЗИЛ-4105
После испытаний первый прототип уничтожили, второй долго хранился на заводе в полуразбранном виде. Несколько лет назад автомобиль отреставрировали и показали на одной из «Олдтаймер-Галерей». На заднем стекле машины оставили следы от выстрелов, с которыми ЗИЛ-4105 справился успешно.
Благодарим Степана Александровича Доронина за вклад в подготовку материала.