Программа развития электротранспорта в России: прорыв или очередной распил бюджета?


Программа развития электротранспорта в России: прорыв или очередной «распил» бюджета?

Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2290-р от 23.08.2021 утвердило концепцию по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта. Убежден, что это правильно.

Конечно, реальность такова, что мы можем дольше других стран спокойно сжигать нефть и газ, благо у нас этого добра еще много. Однако же очевидно, что соседи по планете довольно серьезно рассматривают массовый переход на электромобили уже в ближайших десятилетиях. Мы уже многое проигнорировали – взять те же Евро-6 и гибриды. Но сейчас пора просыпаться – хотя бы для того, чтобы оставаться в курсе событий. Да и Президент, помнится, намекал на необходимость активно влиять на энергетический рынок, а не созерцать происходящее.

Концепция нацелена на два глобальных сегмента – собственно электромобили и инфраструктура для их существования. И вот здесь появляются сомнения в компетентности составителей документа. Читаем, к примеру, про то, что в марте 2021 г. общество с ограниченной ответственностью «РЭНЕРА» приобрело 49 процентов акций южнокорейского производителя литий-ионных батарей Enertech International с обязательством по созданию в России производства литий-ионных ячеек и аккумуляторных батарей. Все, вроде бы, хорошо, но вот появляются цифры: мол, первая очередь завода должна заработать в 2025 году, а к 2030 году его мощность составит не менее 2 ГВт/ч в год. Простите, а что это за единица измерения такая: ГВт/ч в год? Гигаватт – это мощность, но что получится, если разделить ее на час? Такая же чушь, как, скажем, мощность автомобиля 100 л.с. в сутки…

Программа развития электротранспорта в России: прорыв или очередной «распил» бюджета?

А вот еще перл – насчет зарядных станций. Вчитываемся про медленные зарядные станции: «за 1 час получаемая энергия равна дистанции от 6 до 90 км (44 кВт/ч)»! Опять составители документа делят мощность на время… Нет, инженер такого написать не мог – разве что эффективный манагер постарался… Интересно, что же в итоге должны будут построить те, кто получит деньги на реализацию программы, читая подобную чушь? И кто будет принимать построенное?

Ладно, постараемся не зацикливаться на цифрах. Читаем следующее:

«Ожидается, что в ближайшие 6 — 8 лет цена на электротранспортные средства снизится до привлекательного уровня, что будет связано с достижениями в технологиях хранения энергии.»

Иными словами, через 6-8 лет где-то во вселенной появятся новые батареи – емкие и дешевые. А какие батареи будет при этом производить упомянутый выше новый завод? Сегодняшнего уровня? Так они же никуда не годятся: в этом и заключается главная проблема всех современных «электричек»! Россияне воротят от них нос не потому, что они дорогие: ценами нас не удивить. Беда совсем в другом: все они обладают невысокой энергоемкостью, плохо работают на морозе и – главное! – безумно долго заряжаются! Малую емкость с грехом пополам можно было бы простить: первые «Москвичи» тоже проезжали на одном баке километров 300 – не больше. Но зато заправка была и остается практически мгновенной – если, конечно, не надо стоять в километровой очереди. А вот ни один электромобиль «заправить» за несколько минут пока что невозможно. И не факт, что такая возможность появится в ближайшие годы даже в Китае. Но о каких 72 000 зарядных станциях можно говорить, если совершенно непонятно, что именно им придется заряжать?

Программа развития электротранспорта в России: прорыв или очередной «распил» бюджета?

Еще раз про упомянутый завод. Какой это будет завод? Боюсь, что дело кончится  привычной сборкой из того, что подвезет добрая «заграница». Как мы знаем, сегодня большая часть рынка тяговых аккумуляторов занята улыбающимися китайцами, а потому дальнейшее развитие российского электротранспорта сулит нам зависимость от политики Пекина. Какой она будет – неведомо. Европейцы со своим шараханием от ДВС уже шагнули в китайскую мышеловку. А зачем это нам? Не хочется вспоминать «суперсовременный» китайско-чубайсовский «Лиотех», признанный банкротом – начало там тоже было масштабное и многообещающее. Где деньги, Зин?

Показуха с электрозаправками давно началась. Такие показушники кое-где понатыкали откровенных пустышек – мол, парковка только для электромобилей. Никакого электричества там изначально не подводилось, но на непосвященную психику все равно действовало: мол, работаем в ногу со временем! Кстати, вот очередной перл из «концепции»:

«В условиях крупных мегаполисов целесообразно размещение зарядных станций на расстоянии не более 4 кв. километров»

Расстояние в квадратных километрах – это как? Да так же, как и все остальное: это же концепция. Пиши, что хочешь – все равно все по-другому будет.

На практике, скорее всего, государство пойдет на популистские меры типа субсидий по покупку электромобилей. Итог предсказуем: к нам хлынет китайский одноразовый ширпотреб, может быть даже нашей отверточной сборки. На мой взгляд, первоочередное внимание в подобной программе должно быть уделено не частному, а общественному транспорту – работают же у нас плохо-бедно электробусы! Вот и увеличим им дальность хода, уменьшим время зарядки, научим обходиться без дизельной печки – в общем, набьем руку! А раздавать непонятно под какие обещания государевы миллиарды все-таки не стоит.

Дополнение: наша статья нашла отклик в компании «РЭНЕРА», входящей в структуру Росатома, — от нее мы получили официальный ответ, который проливает свет на масштабный проект производства литий-ионных аккумуляторов в России:

«Отраслевой интегратор Росатома по системам накопления энергии ООО «РЭНЕРА» реализует проект по строительству производства литий-ионных аккумуляторов в Калининградской области. Первая очередь будет запущена в 2025 году. При проектировании завода заложено современное технологическое оборудование, позволяющее изготавливать продукцию на мировом уровне.

Планируемая мощность первой очереди завода составляет 3,75 ГВт*ч (что означает возможность поставить за год аккумуляторные батареи суммарной энергоемкостью 3,75 ГВТ*ч). В среднем энергоемкость одной литий-ионной батареи, применяемой в легковом электротранспорте, составляет 60-80 кВт*ч. Таким образом, можно предположить, что при мощности завода в 3,75 ГВт*ч (3 750 000 кВт*ч) объем производства аккумуляторных батарей позволит обеспечить батареями до 50 тысяч единиц легкового электротранспорта.      

Ключевой рынок сбыта продукции будущего завода – Россия, прогноз спроса на отечественном рынке за последнее время кардинально поменялся в сторону увеличения. Литий-ионные батареи российского предприятия будут применяться как в электробусах, электромобилях, спецтехнике, так и в стационарных системах электросетевого комплекса — системах бесперебойного энергоснабжения и покрытия пиковых нагрузок энергопотребления».


Источник