Правый руль: опасность или просто шум с левой стороны?
В начале ХХ века на российских заводах производились праворукие автомобили. Князья и промышленники того времени могли сидеть за «неправильным» рулем Руссо-Балтов. Движение было правосторонним, но правый руль считался удобнее – так безопаснее выходить из машины на тротуар. В 1920-х годах под влиянием США в России, как и во всем мире, стал преобладать левый руль.
Желание сравнить традиционный японский автомобиль с леворульным нам долго преследовало. В период кризиса это желание стало просто навязчивым: высокое качество, привлекательная цена и большой выбор японских моделей в следующем году привлекут к себе большое внимание.
Компания «Окинава» организовала тест-драйв праворукого Toyota Vitz 1.3 последней модели (в России – Toyota Yaris). Партнером по сравнительной оценке стала компания «Каскад-Моторс» с моделью Skoda Fabia 1.4.
Мы не стремились сравнивать «Витц/Ярис» и «Фабию», ведь между автомобилями – трехлетняя разница в возрасте. Вместо этого мы анализировали их рули: насколько сложно управлять машиной с «неправым правым» рулем в России? Škoda послужила базой для сравнения, а Vitz стал главным объектом изучения.
Трудности с центровкой
Где размещён рычажок указателей поворота в стандартной машине?
Мышцы помнят это, и как ни тверди себе о расположении переключателя у Vitza справа, при внезапных манёврах срабатывает машинальная память, и поворачиваешь под энергичное шуршание дворников. Пока концентрируешь внимание, всё нормально, но стоит расслабиться – и снова на сцене «дворники». Нужен примерно час, чтобы переучить руки на «неправильный» поворотник. В остальном никаких проблем: педали расположены как надо, селектор «автомата» хоть и слева, но пользуешься им редко. У «ярис-витцев» приборы находятся в центре салона, и лично я не считаю такое решение слишком удачным. Однако куда смотреть – чуть вправо или чуть влево – разницы нет.
Сначала габариты машины с правым расположением руля кажутся странными. Похоже, будто правый край становится уязвимым и может задеть придорожные опоры и знаки, из-за чего хочется отойти влево. В то же время к левой стороне автомобиля прикреплено много элементов, не оставляя места для смещения.
Сначала я ориентируюсь по зеркалам, но выстроить машину ровно оказывается нелегко. Мозг долго привык двигаться в трех метрах от бордюров и тротуаров, поэтому попытки держаться вдоль правой стороны дороги воспринимаются как езда по обочине. Это заставляет меня смещаться влево.
На трассе ещё веселее. При встрече с первой фурой пассажир, сидящий слева, от испуга едва не уронил сотовый телефон: ехал слишком близко к осевой, а ощущения у него были обострены из-за левой посадки. «Мне казалось, она идёт нам точно в лоб», – признался он потом.
В ходе борьбы с различиями в движении «руль право» или «руль лево» в Швеции произошел интересный итог. Изначально страна имела левостороннее движение, но близость к правосторонним государствам создавала проблемы. Было решено ввести общеевропейский стандарт. 3 сентября 1967 года с полуночи до пяти утра движение на территории страны остановилось. В пять часов машины стали двигаться по правой стороне дороги. За ночь трудолюбивые шведы переставили знаки и перерисовали разметку.
Постепенно привыкание к необычным размерам происходило. Езда в полуметре от обочины казалась все более обыденной, а крики пассажира – менее выразительными. Пересел я потом в «Фабию» и ощутил приятное расслабление: машина ехала по своей полосе непринужденно, будто не требуя от меня усилий.
Понимание перечисленных особенностей связано с отсутствием навыка управления праворульными машинами. Подобный рассказ мог написать человек после первой поездки на машине с автоматической коробкой передач. Когда пытаешься нажимать несуществующее сцепление и на ходу менять передачи. Однако привычка приходит быстро, а регулярные поездки на машинах с разными типами коробок стирают границу между ними.
Я думаю, что если целый недельный период проезжу на автомобилях с расположением руля слева и справа, то не будет разницы, где находится руль.
Праворульный автомобиль в городе не вызывает особенных трудностей. Новичкам его можно посоветовать, если у человека здравый смысл и желание обучаться. Автоматическая трансмиссия, доступная практически для всех японских моделей, является ещё одним преимуществом.
Уверен? Обгоняй!
Обгон — главное в этом упражнении. Для практики езды по обгонам выбрали загородную трассу с двухполосной двусторонней дорогой.
Считают, что водитель автомобиля с правым расположением руля совсем не видит полосу встречного движения. Мой опыт показывает, что это мнение несколько преувеличено.
Езда за нашей «Фабией» с безопасным интервалом не создала больших проблем при обгоне: я всегда видел участок встречной полосы, достаточный, чтобы выехать и убедиться в безопасности маневра. Но «Фабия» – машина небольшая. С другой стороны фура…
Мои небольшие расчеты дали следующий результат. Предположим, машина движется за автопоездом так, что голова водителя находится в пяти метрах от задней части полуприцепа. Тогда водитель леворукой машины видит 26 метров встречной полосы, праворукой – 11 метров. Чтобы второй увидел ту же самую дистанцию, ему необходимо отодвинуть фуру вперед еще на шесть с небольшим метров.
Наши водители сейчас выезжают на встречную полосу и едут по центру дороги, пропуская разметку между колесами. Водителю машины с левой стороны видно полосу отчетливо. У водителя машины справа труднее: если он идет впритык за фурой (расстояние от головы до полуприцепа – 5 м), то видит лишь 39 метров дистанции. Такой обзора недостаточно для принятия решения о возможности обгона: при скорости встречного разъезда 160 км/час время видимости встречной машины составляет менее секунды. Если водитель отстоит назад, как в предыдущем примере, ему открывается уже 91 метр дистанции, позволяя осторожно смещаться влево, чтобы увидеть полосу целиком. Эти расчеты подтверждаются на практике: прижался к грузовику – считай, ослеп.
Согласно данным агентства «Автостат», в России каждый пятый автомобиль — праворукий. В разных регионах их количество различается: от 0,9% на северо-западе до 84% на Дальнем Востоке. Уральский показатель приблизительно равен среднему – 22%.
Обгоны на праворукой машине требуют больше хладнокровия. Оттягиваясь назад, увеличивается дистанция и время обгона, что особенно заметно на маломощных машинах. Образовавшийся зазор между вашей машиной и фурой будет провоцировать водителей сзади обгонять и встраиваться перед вами. В стесненных условиях, когда сзади подпирает вереница нетерпеливых автомобилей, водитель «праворучки» будет вынужден либо терпеть, либо рисковать: отстанешь от фуры – обгонят задние, высунешься не глядя – поймаешь встречную машину. А если усугубить сцену темнотой и дождем?
Представьте: едешь по двумполосной односторонней дороге и подбираешься к «Газели». Поскольку встречка отсутствует, без опаски начинаешь обгон. Но на левой полосе неожиданно – разбитый автомобиль или пожилая женщина пропускает «Газель» прямо на проезжей части. Водитель леворукого автомобиля такую ситуацию заметит раньше и ему проще вернуться в свой ряд. Конечно, виноват все же не правый руль (он скорее провокатор, а не исполнитель): перед обгоном водитель обязан убедиться, что полоса свободна на весь отрезок маневра. «Не расслабляйся!» – этот призыв пригодится каждому водителю, правшему и леворукому.
Непосредственно не заметили непреодолимых затруднений при обгонах, по крайней мере в сухую и ясную погоду. Важно не торопиться, соблюдать правильную дистанцию, а в начальной фазе маневра выезжать на встречку без паники. Иногда увидеть приближающийся поток помогают особенности рельефа, например, на спусках и в затяжных левых поворотах проблем с видимостью почти нет. Иногда дальний участок дороги можно увидеть справа от машины, которую планируете обогнать.
Несколько изобретений облегчают обгоны. Самое простое — система зеркал, похожая на перископ, устанавливаемая на лобовом стекле возле левой стойки и проецирующая изображение встречного транспорта. Стоимость устройства в Челябинске составляет 1300-1500 рублей, монтаж выполняется самостоятельно.
Недавно появились доступные видеокамеры для установки в корпус заднего зеркала слева или около левой стойки салона. Цена камеры — около двух тысяч рублей, установка обойдется еще в тысячу. Многие японские автомобили, включая этот Vitz, оснащены ЖК-мониторами, на которые можно вывести изображение с камеры при включенном левом поворотнике или по отдельной кнопке – выбор за водителем.
Во время обгонов помощник, сидящий справа от вас, может оказывать помощь. Полностью ему доверять не стоит: из теории надежности известно, что чем больше звеньев в цепочке, тем выше вероятность отказа.
Не слепи!
Японские автомобили обладают необычной обзорностью и отличающимся распределением света фар: освещают обочину, которая по их мнению расположена слева. Это распределение света ослепляет водителей, движущихся навстречу, а также не позволяет пройти техосмотр.
В большинстве случаев проблему можно решить сравнительно легко. Директор компании «Проспект», занимающейся настройкой фар японских машин, Василий Панихин пояснил: «Добиться правильного распределения пучка обычной регулировкой часто невозможно. В случае с простыми безлинзовыми фарами изготавливают специальную шторку, которая отсекает часть пучка и перенаправляет его в нужном направлении. Шторка действует как зеркало, отражая левую часть светового потока таким образом, чтобы в итоге подсвечивать правую обочину».
Вследствие этого фара не уменьшает интенсивность света – заслонка не поглощает его. Проверить результат можно с помощью прибора, похожего на тот, что применяют во время техосмотра. Стоимость процедуры составляет 700-1000 рублей. Установка фар с линзами, устанавливаемыми на ряд моделей, например Mazda Axela (Mazda3), требует более сложного настройки – разборки фары и модификации заслонки. Такая процедура обойдется в 3500-4500 рублей. Иногда фара теряет герметичность и периодически запотевает. Владелец может установить фары от леворукого аналога, но это будет стоить примерно вдвое дороже.
Городские проныры
Сравнение б/у японского автомобиля с новым европейским автомобилем — дело неоднозначное. Тем не менее, можно выделить пару наблюдений.
Модель Vitz понравилась плавностью хода, лёгкими органами управления и приятным двигателем: достаточно бодрый мотор (87 л. с.) и предсказуемый автомат позволяют активно передвигаться по городу и требуют минимум внимания. Легкий руль Vitz удобен в городе, но немного мешает на трассе – информативность почти отсутствует. Интерьер «японца» оригинален и не лишен изюминки, хотя кому-то может не понравиться центральное расположение приборов. Автомобиль достаточно просторный спереди, и, что удивительно, не тесный сзади. Правда, объем багажника невелик – всего 272 л, но его можно регулировать, сдвигая второй ряд сидений или складывая их спинки.
Автомобиль «Японец» хорошо оснащен: кондиционер, ABS, автоматическая коробка передач, магнитола, центральный замок с дистанционным управлением, электропакет и жидкокристаллический дисплей. Такой Vitz выпуска 2005 года с пробегом менее 20 тысяч километров обошелся хозяйке в 330 тысяч рублей.
Fabia – типичный представитель европейской школы. Спокойный качественный интерьер, крепко сбитая подвеска, нетяжелый, но чуткий руль и великолепный механизм переключения передач. Возможностей 1,4-литрового мотора хватает впритык, и если в целом «Фабия» тише «Витца», то стоит раскрутить двигатель, как салон наполняется усердным гудением. Fabia производит впечатление более драйверского автомобиля, но расплата за это – чувствительность к мелким неровностям, которые отдают в салон несильными тычками. Чешская машина – один из лидеров класса по просторности на заднем ряду, объем багажника – 300 литров. Fabia обладает неповторимым шармом и на фоне мультяшно-агрессивных конкурентов подает себя с достоинством.
Модель Fabia в исполнении Elegance оснащалась кондиционером, легкосплавными дисками, бортовым компьютером, системой ABS, противотуманными фарами и дополнительными опциями. Стоимость такой машины (новой) составляла от 419 тысяч рублей. Базовая версия Fabia с двигателем объёмом 1,2 литра оценивалась от 309 тысяч рублей.
Цена руля
Зачем люди покупают машины с необычным расположением руля? Почему проводят акции в их защиту? Ответ прост — люди любят эти автомобили из-за качества японского производства и доступной цены. Какая именно цена считается доступной?
Проводилось исследование с использованием объявлений о продаже автомобилей на челябинских и федеральных платформах. В расчёт принимались автомобили, реализуемые на Урале и в европейской части России, исключались предложения из Сибири и Дальнего Востока.
Правая Honda Fit 1.3 2005 года выпуска оценивается от 317 до 370 тысяч рублей. Леворукий аналог Honda Jazz с идентичными параметрами стоит от 365 до 415 тысяч рублей. Правая Toyota Corolla 2005 года выпуска с моторами объемом 1,4 или 1,5 литра и «автоматом» стоит от 355 до 440 тысяч рублей. Ее «брат» с левым рулем, «автоматом» и мотором 1,6 обойдется от 395 до 445 тысяч рублей.
Можно рассматривать ситуацию иначе: за триста тридцать тысяч рублей, сколько стоил испытанный Vitz, можно приобрести Шкоду Фабию 1.4 того же года выпуска, но без автоматической трансмиссии.
Средняя разница в цене японского автомобиля и аналогичного леворукого составляет 40-60 тысяч рублей. Иногда цена импортируемых из США моделей может быть даже меньше, чем у праворуких аналогов. Например, за 550-600 тысяч рублей можно купить 2,5-литровый Subaru Forester из Америки или 2-литрового «форика» из Японии.
Рост курса доллара и таможенных пошлин может повлиять на цену автомобилей с аукционов. Сейчас за ввоз машины с двигателем объемом 1,0-1,5 литра в возрасте 3-7 лет необходимо заплатить 25% стоимости, но не менее 0,5 евро/куб. см. В дальнейшем для машин от 3 до 5 лет эти показатели составят 35% и 1,44 евро соответственно. Из-за этого цена популярных моделей Toyota Vitz может возрасти на 25-30 тысяч рублей, то есть примерно на 7-10%. Импортеры пока считают, что повышение курса доллара компенсируется снижением цен на вторичном рынке Японии вследствие кризиса.
Стоимость японского автомобиля существенно варьируется в зависимости от места и способа приобретения. Самые доступные варианты представлены на автомобильных рынках восточной части страны – Новосибирске и Владивостоке. Но существует вероятность столкнуться с машинами, имеющими скрытые дефекты, а доставка до Челябинска обойдется в 15-30 тысяч рублей.
Доступ к японским аукционам — самый надёжный способ покупки автомобиля с правым рулём, так как все машины проходят серьёзную юридическую и техническую проверку. Такой автомобиль будет гарантированно без пробега по России и в желаемом вами состоянии.
В Челябинске автотранспортные компании специализируются на поставке автомобилей с аукционов. У клиентов есть возможность приобрести машину из имеющегося запаса или заказать конкретную модель и комплектацию прямо из Японии.
Резюме
Мы выяснили, что проблем с эксплуатацией праворульных автомобилей в городе нет. Водителям, привыкшим к левостороннему движению, нужно будет адаптироваться – потребуется несколько дней для перестройки рефлексов.
Обгон справа требует бдительности и сосредоточенности. Водителю с развитым чувством опасности такие манёвры даются легко, кроме случаев крайне неблагоприятной погоды и загруженных дорог.
Автомобили для японского рынка стоят дешевле привычных моделей. Скидка на праворульные машины популярных B-класса составляет около 12-15%. Если коробка передач не является главным критерием, можно найти автомобили с левым рулем по той же цене.
В общем, видимых запретов на использование автомобиля «японец» в России нет.
Источник: Autochel.ru