Пожарные машины. Главное – надежность!
В начале XX века автомобиль еще не являлся самым распространенным видом транспорта, но одной из первых, кто проявил к нему интерес, была пожарная служба. Она остро нуждалась в более быстроходном и мощном транспорте, чем гужевой.
И, что немаловажно, — максимально надежном. Цистерны с водой, рукава и насосы для ее подачи, лестницы, багры и другое оборудование для тушения пожаров приходилось возить на телеге, запряженной лошадью. К середине двадцатых годов прошлого столетия механическая тяга, как тогда говорили об автомобилях с двигателем внутреннего сгорания, вытеснила в пожарном деле конную. И сегодня в населенных пунктах нет более надежного и эффективного способа доставки пожарных и оборудования, чем пожарная машина.
Появление первого пожарного автомобиля у нас в стране относится к 1904 году, когда одна из петербургских команд получила от столичного машиностроительного завода «Лесснер» автомобиль-линейку, рассчитанный на 14 мест. В состав его оборудования входили ведра, различные топорики, лестницы и багры. Мощность двигателя машины составляла 16 л.с. Не так плохо для эпохи, когда автомобиль был редкостью.
На IV Международной автомобильной выставке, которая состоялась в Петербурге в мае 1913 года, Русско-Балтийским вагонным заводом был представлен пожарный автомобиль на шасси грузовика «Руссо-Балт-Д24-40». Ее приобрело Петровское добровольное пожарное общество в Риге. Вслед за ней было изготовлено еще несколько машин; одна сохранилась до наших дней, и ее можно видеть в музее пожарной техники в столице Латвии. Любопытно, что до наших дней дошло немало пожарных автомобилей сорока- и даже пятидесятилетней давности, в то время как их грузовые ровесники уцелели в единичных экземплярах. Дело тут не только в том, что пожарные машины за один и тот же срок эксплуатации имеют в несколько раз меньший пробег (а, следовательно, и во столько же раз меньший износ). Просто для такой ответственной работы как тушение пожаров всегда выбирали самые «выносливые модели», отвечающие основным требованиям, предъявляемым к пожарным машинам: постоянная готовность и высокая надежность.
Надежность пожарного автомобиля помимо элементов сборки машины, достигалась еще и грамотным техническим обслуживанием, которое включало в себя применение новейшей для своего времени техники и технологий работы с кузовным металлом и элементами машины. Незаменимыми для соединения металлических частей машины с тех пор и по сей день является технологичное сварочное оборудование. Для пожарных машин используются шасси наиболее совершенных по конструкции автомобилей, которые легко запускаются в любую погоду, быстроходны и маневренны, имеют мощный двигатель, необходимый для приведения в действие насоса или выдвижной лестницы.
Требования к пожарным машинам, установленные еще 100 лет назад, не изменились и поныне. Может быть, поэтому они служат десятилетями. Верой и правдой.