Почему Советский Союз расплачивался за Кока-Колу автомобилями?

Почему Советский Союз расплачивался за Кока-Колу автомобилями?

Советский Союз отправлял за границу «Лады» и БелАЗы, получая взамен концентрат газированного напитка.

Сначала была «Пепси-Кола». Эта газировка появилась в СССР в 1973 году, а ещё через год начал работу завод по разливу напитка в Новороссийске. Сотрудничество советской и американской сторон проходило таким образом: компания «Пепсико» поставляла в США водку «Столичная», а на вырученную от продажи водки валюту закупался концентрат для разлива напитка на территории Советского Союза. Таким образом решалась проблема неконвертируемости советского рубля.

Грузовик GMC C6500, перевозящий «Пепси» в Москве

Грузовик GMC C6500, перевозящий «Пепси» в Москве

Главный конкурент «Пепсико», компания «Кока-Кола», начала работать на территории «одной шестой части суши» позже, поставив в 1979 году первую партию газировки «Фанта». Договариваться об этом пришлось на уровне глав государств — на встрече Леонида Брежнева и Ричарда Никсона.

Вскоре в Москве открылась линия по розливу «Фанты», а во время летней олимпиады 1980 года в Союзе появилась и «Кока-Кола». В широкую продажу этот напиток поступил только с запуском масштабного производства в 1987 году.

Фургон компании «Кока-Кола» на Московской олимпиаде 1980 года

Фургон компании «Кока-Кола» на Московской олимпиаде 1980 года

Расплачиваться за поставки концентрата «Кока-Колы» тоже решили товарами, но не водкой, а автомобилями Волжского автозавода! Правда в Штатах «Лады» вряд ли пошли бы на ура (в отличие от «Столичной»), поэтому тольяттинские машины стали отправлять на экспорт в Великобританию через европейский филиал «Кока-Колы».

Разгрузка «Лад» в британском порту

Разгрузка «Лад» в британском порту

Британцы впервые познакомились с «Ладами» ещё в 1974 году, но пика популярности советская марка достигла именно в конце 1980-х годов. Хотя в Великобритании «Лады» зачастую становились объектами насмешек и героями анекдотов, спрос на советские машины был весьма высоким благодаря умеренной цене. В 1988 году на британском рынке продали 30 тысяч «Лад», в основном модели Riva.

А в 1989 году в счёт поставок «Кока-Колы» советская сторона отправила в США партию карьерных самосвалов БелАЗ-7523.

Грузовики БелАЗ готовятся к отправке в Америку

Грузовики БелАЗ готовятся к отправке в Америку

Вскоре необходимость в подобных товарно-экспортно-импортных схемах исчезла — рубль стал конвертируемой валютой. Да и «Ладами» в начале девяностых годов уже сложно было бы расплачиваться: спрос на советские машины в Великобритании резко снизился из-за устаревшего модельного ряда и появления в этом сегменте корейских марок.


Источник