Почему на пешеходных переходах гибнут дети: кто виноват и что делать
Нашумевшая трагедия, где девушка с мобильником и крошечным водительским стажем насмерть сбила на нерегулируемом пешеходном переходе двоих детей, всколыхнула всех. Не будем вдаваться в детали – лучше подумаем, что же еще нужно сделать в государственном масштабе, чтобы вероятность подобных происшествий все-таки устремилась к нулю.
Исходная ситуация такая: за рулем здоровый человек, который изначально не имел никаких злобных намерений, однако же… вот, так получилось.
Начну, все-таки, с ответственности водителя. Сегодня ситуация сложилась так, что езда на автомобили по дорогам общего пользования для многих превратилась в подобие известного в прошлом аттракциона «Сталкивающиеся автомобильчики» или какой-то компьютерной игры. Получить водительские права несложно, а тот же каршеринг разрешает тут же плюхнуться за руль автомобиля и лихо отправиться навстречу приключениям. Если полвека назад, когда будущие водители мечтали сесть за руль недоступной отцовской машины, а в душе жил благоговейный страх, как бы чего не напортить или не совершить, чувство собственной ответственности главенствовало над всеми прочими, то сегодня ничего такого уже нет. Автомобиль для многих стал обычной игрушкой – а какая может быть ответственность при общении с игрушкой?
К сожалению, автошколы вообще не затрагивают подобные проблемы. Показать, где газ, а где тормоз – это пожалуйста, но вбить в голову будущего водителя, что вот сейчас, из-за этого остановившегося автобуса, на дорогу может выскочить пешеход – увы, этого нет. Старые водители, давно свыкшиеся с мыслью, что в любом происшествии в первую очередь будут виновны именно они, всегда ездят с перестраховкой, притормаживая во всех потенциально опасных местах. Но такое поведение презрительно называют пенсионерским: мол, у них реакция не та. Между тем, именно ощущения чувства опасности не хватает новым «водителям». Не случайно в той же Австралии проходит несколько лет, прежде чем водитель получается полновесные права – с чередой сложных экзаменов. Да и у нас когда-то были ограничения для начинающих водителей. Куда они делись?
Сетовать на конструкцию автомобилей наивно, но все же попробую. Сегодня нет никаких технических проблем принудительно ограничивать скорость машин до определенного уровня – скажем, до 60 км/ч. Если ты новичок, машина быстрее не поедет. Становись в правый ряд и тихонечко осваивай неизвестную тебе науку на практике.
Насчет гаджетов. Первой реакцией вышеупомянутой дамы была ссылка на то, что она отвлеклась на болтовню по телефону. Это запрещено. Впрочем, внимание отвлекают любые гаджеты, в том числе и навигация. И даже радиоприемник, где порой приходится шарить по меню, глядя на монитор, а не на дорогу. На мой взгляд, вся эта мультимедиа не имеет право на жизнь, если за рулем сидит неопытное существо. Заблокировать, заглушить – технически это несложно.
Что касается организации движения, то хороший пример показывает железная дорога, где большинство путей отделено металлическими сетками. Сюда нельзя – и точка. Точно так же есть смысл максимально предотвратить появление пешеходов на проезжей части – куда подевались заборы, ограды и прочее? Пешеход, оказавшийся на проезжей части вне пешеходного перехода – преступник. Да и на переходе он должен начинать шевелиться только тогда, когда понимает, что все водители затормозили, чтобы его пропустить. Это нужно вбивать в башку с первого класса.
Отдельный кивок в сторону кино и телевидения. Курение сегодня стали стыдливо комментировать: мол, содержатся нехорошие сцены. А вот болтовню героев по мобильникам, непристегнутую езду, запредельные скорости движения никто не маскирует. А подобное поведение вбивается в голову довольно легко. Делайте выводы, господа продюсеры и прочие режиссеры.
А вообще-то лично я вижу только один способ снизить число подобных инцидентов – серьезное наказание. Безо всяких условно-досрочных освобождений и ходатайств откуда бы ни было. Преступник должен сидеть в тюрьме.