Первые кроссоверы: советская Нива против американского Орла

Сегодня кроссовер — едва ли не синоним автомобиля. Популярность класса SUV (Sport Utility Vehicle, — «спортивно-утилитарный автомобиль») во всем мире достигла таких высот, что некоторые автопроизводители уже отказываются от седанов и хэтчбеков, сосредотачивая усилия на кроссоверах. Даже люксовые компании, десятилетиями выпускающие исключительно тарги, берлинетты, купе и кабриолеты, не устояли перед соблазном, пополнить свой бюджет при помощи SUV. Например, более 45% из 1 759 532 проданных новых автомобилей в прошлом году в России — SUV. Но так было не всегда.

Почему-то, не официально принято считать, что в России активный спрос на кроссоверы начался с выхода на рынок первого поколения Nissan Qashqai. Хотя, к примеру, та же Toyota RAV4 к выходу первого «Кашкая» успела сменить три поколения. Совпадение или нет, но именно с выходом «Кашкая» спрос на SUV стал стремительно расти. А где спрос, там и предложение. С того момента стали появляться кроссоверы в абсолютно разных ценовых сегментах. Но все же, какую модель можно по праву назвать первым кроссовером?

Первые кроссоверы: советская «Нива» против американского «Орла»
ГАЗ М-72

В России первым кроссовером считают «Ниву», забывая про ГАЗ М-72, выпущенную небольшим тиражом в 4677 экземпляров с 1955 по 1958 годы. Впрочем, если мерить масштабами производства, то «Нива», конечно же, безоговорочный лидер.

Первые кроссоверы: советская «Нива» против американского «Орла»
ВАЗ-2121

ВАЗ-2121, вставший на конвейер в 1977 году, представлял собой компактный внедорожник с несущим кузовом, двухступенчатой раздаточной коробкой и постоянным полным приводом и блокировкой центрального дифференциала. «Нива» получила много унифицированных деталей и элементов от легковых ВАЗов, в том числе, салон от ВАЗ-2106.

Первые кроссоверы: советская «Нива» против американского «Орла»

«Нива» напоминает современные кроссоверы не только несущим кузовом и унификацией с легковыми моделями, но и своей концепцией. Главной задачей перед конструкторами стояло создать легковой автомобиль повышенной проходимости с комфортом (на тот момент времени) массовых легковых моделей. По слухам именно ВАЗ-2121 был вдохновителем создателей Suzuki Vitara (Escudo — на японском рынке),выпущенной в 1988 году.

Первые кроссоверы: советская «Нива» против американского «Орла»
AMC Eagle

Однако в Северной Америке и Западной Европе первым кроссовером всех времен считают другой автомобиль — AMC Eagle, выпускавшийся с 1979 по 1989 годы. Концепция «Орла», как и у «Нивы», перекликается с современными SUV — легковой автомобиль повышенной проходимости с несущим кузовом.

Первые кроссоверы: советская «Нива» против американского «Орла»

Рецепт AMC Eagle прост. Доработанный несущий кузов от модели AMC Concord, увеличенный дорожный просвет и полноприводная трансмиссия с распределением мощности по осям 50:50 (был и заднеприводный вариант).

Первые кроссоверы: советская «Нива» против американского «Орла»

AMC Eagle должен был привлечь прибыль компании AMC (American Motors Corporation), которая в середине 70‑х была не в лучшей форме. Хм… Кажется, подобная история нам что-то напоминает, да?! Кроме того, по мнению руководства AMC, Eagle идеально бы заполнил пустующую на рынке нишу между дешёвыми импортными полноприводными Subaru и большими внедорожниками вроде Jeep Wagoneer. Так и вышло. С самого начала старта продаж, Eagle пользовался популярностью.

Первые кроссоверы: советская «Нива» против американского «Орла»

Вы можете воскликнуть: «Это не кроссовер, а полноприводный универсал с увеличенным клиренсом!” И будете правы. Однако размытые рамки определения «кроссовер» позволяют AMC Eagle называться таковым. Кроме того, Eagle выпускался не только в кузове универсал. На североамериканском рынке у «Орла» была обширная палитра кузовов: купе, лифтбэк, хетчбэк, седан, универсал и даже кабриолет. Все без исключения 5‑местные.

Первые кроссоверы: советская «Нива» против американского «Орла»
Talbot Matra Rancho

Справедливо будет упомянуть и французскую Talbot Matra Rancho, производимую с 1977 по 1985 годы. Построенный на базе базе модели Simca 1100, Rancho имел несущий кузов и увеличенный дорожный просвет. Некоторые модификации даже оснащались блокировкой дифференциала и лебедкой. Однако привод был только передний.

Первые кроссоверы: советская «Нива» против американского «Орла»
Первые кроссоверы: советская «Нива» против американского «Орла»

Нам интересно узнать ваше мнение: какой автомобиль достоин звания первого кроссовера и почему?

  • eagle
  • нива
  • первый кроссовер

Источник