От Истры до Яузы: три несбывшиеся мечты Москвича
С переходом СССР на рельсы рыночной экономики, отечественный автопром стал готовиться к жёсткой конкуренции с иномарками. Так на московском АЗЛК появились три перспективные модели, которые до сих пор поражают своим дизайном и смелостью решений
АЗЛК-2144 «Истра»
В 1985 году после предложения правительства СССР создать перспективный автомобиль для 2000 года на АЗЛК появилась «Истра». Двухдверный автомобиль со спортивным обтекаемым кузовом таил в себе огромное количество невероятных для советского автопрома технических решений. Дюралевый кузов был изготовлен без применения центральной стойки, две широкие двери открывались вертикально вверх, «Истра» оборудовалась системой ночного видения и чем-то вроде современного Head-Up Display, применялась автоматическая трансмиссия, а экспериментальный двигатель фирмы Elsbett работал на дизельном топливе, изготовленном на основе растительного масла. Расход топлива такого мотора должен был колебаться от 2,2 до 3,5 литра на сто километров пути. Правда, рабочего прототипа «Истры» так и не было создано. И единственный АЗЛК-2144, так и оставшийся макетом, сегодня хранится в московском музее ретро-автомобилей.
Москвич-2139 «Арбат»
Минивэны ни в СССР, ни в России большим спросом никогда не пользовались. Но в 1987 году в АЗЛК почему-то решили поставить именно на этот класс. После четырёх лет разработки появился опытный образец «Арбата», нового «Москвича» с индексом 2139. Все внутренние агрегаты минивэна были позаимствованы у популярной «сорок первой» модели, так что под капотом никаких крупных технологических новшеств не было. Зато внутри семиместный автомобиль не уступал по комфорту и эргономичности самым передовым зарубежным аналогам. Салон-трансформер был оборудован поворачивающимися передними сиденьями с регулируемой длиной подушек (невиданная роскошь для советского автомобилестроения), «Арбат» был напичкан современной электроникой, а некоторыми приборами можно было управлять прямо с помощью кнопок на руле – многофункциональный руль также не часто встречался на советских авто. И хотя был построен всего один опытный образец с пластмассовыми лицевыми панелями кузова, крепившимися к стальному каркасу, реальные планы производства всё же существовали.
АЗЛК-2143 «Яуза»
Но одним лишь макетом спортивного купе из следующего тысячелетия да минивэном целую компанию было не спасти. Требовались идеи для «Москвича», который мог бы понравиться всем, и в 1991 году был создан экспериментальный образец седана АЗЛК-2143 «Яуза». Как и «Арбат», «Яуза» строилась на узлах и агрегатах семейства автомобилей АЗЛК, а под капотом был установлен экспериментальный двигатель от Москвича-414. Внешне АЗЛК-2143 выглядел футуристично и довольно нелепо. Особенно бросалась в глаза хитрая конструкция боковых окон: окна получились низкими, поэтому под ними был установлен ещё один ряд окон, и только этот нижний ряд можно было опустить или поднять. Конструкторы объяснили решение тем, что так при открытых окнах в салон ни при каких условиях не попадёт дождь. Но, например, протереть боковое зеркало, не выходя из машины, было практически невозможно. «Яуза» была оборудована по последнему слову автомобильной техники: электрические стеклоподъёмники, бортовой компьютер отечественного производства, травмобезопасный руль. И всё же испытания АЗЛК-2143 выявили массу конструктивных недоработок, исправлять которые никому не хотелось. Модель была признана неперспективной, и все работы над автомобилем вскоре прекратились.