Хотели как лучше: какие проблемы возникают при покупке и продаже машин с электронным ПТС (ЭПТС)


Хотели как лучше: какие проблемы возникают при покупке и продаже машин с электронным ПТС (ЭПТС)

Как известно, все транспортные средства, выпускаемые в обращение на территории Российской Федерации, произведенные на ее территории либо ввозимые из государств-членов Евразийской экономической комиссии, со 2 ноября 2020 года регистрируются в Госавтоинспекции исключительно на основании электронных ПТС.

Обязательной замены бумажных ПТС, оформленных ранее в РФ, цифровыми не требуется. Такая замена может быть осуществлена только добровольно. В случае утраты ПТС на бумажном носителе граждане вправе получить его бумажный же дубликат.

Хорош ли электронный ПТС или плох, особого значения не имеет. Потому что финал ясен: электроника вытеснит бумагу. И это, конечно же, современно и правильно: в электронную «бумажку» легко уместится любое количество информации об автомобиле: его масса, мощность мотора, самые важные технические характеристики, VIN-номер, а также данные о пробеге. Кроме того, в ЭПТС также можно вносить сведения о прохождении техосмотра, информацию об ограничениях, наложенных на автомобиль, а также данные об изменении в конструкции. Еще система подразумевает, что в ЭПТС можно будет увидеть данные о том, находится ли автомобиль в залоге у банков, а также почерпнуть информацию от судебных приставов и данные из ГИБДД о том, вносились ли изменения в конструкцию (однако пока всей этой информации в ЭПТС еще нет). Наконец, ЭПТС — инструмент прозрачности сделки при последующей перепродаже машины.

Иными словами, все вполне нормально. Да и какое нам дело до документа, с которым подавляющее большинство автовладельцев толком и не знакомо – разве что при покупке или продаже машины приходится искать его где-то в ящиках комода. Однако проблем довольно много.

Хотели как лучше: какие проблемы возникают при покупке и продаже машин с электронным ПТС (ЭПТС)

По разным причинам автосалоны, торгующие машинами, в ряде случаев не вносят в ЭПТС данные о покупателе. Поводы разные: например – отсутствие аккаунта на сайтах госуслуг, к которым привязана авторизация в «Системах электронных паспортов» или ошибочная интерпретация положения о том, что «данные о собственнике вносят в документ добровольно». Дескать, новый собственник сам потом всё сделает – например, в том же многофункциональном центре госуслуг. Но и МФЦ тоже не хотят связываться с малознакомой электронной базой. Возможно, со временем все наладится, но пока что система капризничает.

Отдельные проблемы возникают у тех, кто частным образом ввозит бэушные машины из-за кордона. Испытательные лаборатории, выдающие свидетельства о безопасности ТС, пытаются перевалить задачу на чужие плечи. Судебные приставы также не торопятся освоить новинку, не видя в ней практической пользы. Наконец, данные об изменениях в конструкции ГИБДД добавляет чуть ли не в ручном режиме: в системе есть недоработки.

Еще какая-то непонятка происходит при продаже автомобиля одним частником другому. Обязанность внесения в ПТС данных о новом собственнике в этом случае лежит на продавце! С бумажками все было понятнее – отдал все в гаишное окошко и там же получаешь обратно. А вот при цифровом общении требуется электронная подпись продавца  – все знают, что это такое? Кроме того, нужны личные кабинеты на сайте госуслуг у покупателя и продавца. Однако не секрет, что сегодня далеко не каждый чувствует себя в этом виртуальном мире как рыба в воде. Отсюда простой вывод: за услугу нужно будет кому-то платить.


Источник