Опыт управления грузовиком КАМАЗ К5 в спортивных условиях

Под кабиной спортивного КАМАЗа К5 расположена рядная «шестерка» мощностью 1100 л. с. и гидромеханическая коробка передач. На прямой трассы грузовик уверенно разгоняется до максимальной скорости 140 км/ч (действует ограничитель). На извилистых участках темп снижается незначительно. Пилот четко вписывает машину в виражи, словно руководствуясь интуицией.

С самого утра прошла традиционная выездная брифинг пресс-дня в Тарловку, на полигон команды «КАМАЗ-Мастер». Журналистам показали два спортивных грузовика семейства К5. (КАМАЗ-435091), подготовленные к ралли «Шелковый путь».

Изображение: img.freepik.com
В тестовом вождении новинок, представителей СМИ приняли участие.

Эти автомобили принимали участие в заездах по трассе (впервые!), а почётное место в статичной позиции на бивуаке занял легендарный КАМАЗ-49252, участник соревнований с 1994 по 2003 год, победитель «Дакара-1996». Двухосник среднемоторной компоновки с двигателем мощностью 750 л. с. был построен в 1994 году при поддержке московской компании «Мастер» (именно тогда команда стала называться «КАМАЗ-мастер»). Машину представлял механик первого победного дакаровского экипажа Наиль Багаветдинов. Связь и преемственность поколений – это очень важно!

Изображение: img.freepik.com
Среднемоторный В 1994 году по инициативе компании «Мастер» из Москвы построили КАМАЗ-49252.

Андрей Каргинов и Богдан Каримов — многократный победитель «Дакаров» и молодой гонщик — продемонстрировали возможности «боевых» КАМАЗов. Представители СМИ испытали машины, заняв места механика и штурмана. Кольцевая трасса длиной 15 км преодолевается грузовиком за примерно 10 минут. Под кабиной спортивного КАМАЗ К5 — рядная «шестерка» мощностью 1100 л. с. и гидромеханическая коробка передач. На прямых участках грузовик разгоняется до максимальной скорости 140 км/ч (рабочая система ограничения). На извилистых участках темп снижается незначительно, а водитель словно по интуиции управляет машиной, точно вписывая ее в виражи. Заслуженный мастер спорта России Андрей Каргинов, отвечая на вопрос о точности ощущения трассы через внутрикабинную связь, говорит: «Навык вырабатывается комплексно — это опыт, уверенность в технике и постоянные тренировки. Нужно быть хорошо подготовленным физически, потому что за рулем сидим часами, не один день». Он рекомендует коллегам сильнее упереться ногами в пол — впереди трамплин.

Изображение: img.freepik.com
По кольцевой дороге протяженностью 15 километров спортивный грузовик преодолевает расстояние за десять минут.

По ощущениям, КАМАЗ К5 едет по ухабам мягче, чем предыдущий модель КАМАЗ-43509, на котором журналистов ранее тестировали в Тарловке.

Евгений Яковлев, начальник конструкторского отдела команды, рассказал о многом сделанном для улучшения плавности хода спортивного грузовика. Этот показатель зависит от массы машины, ее распределения и схем подрессоривания. Дополнительные сложности создает подвеска кабины, именно ее доработали. Найденное решение позволяет при прежнем комплектовании максимально использовать диапазон настроек, улучшить плавность на бездорожье и уменьшить крены. Внесенные изменения увеличили нагрузки на элементы шасси, поэтому потребовалось их усиление.

Изображение: img.freepik.com
Инженеры конструкторского отдела «КАМАЗ-мастер», как правило, являются действующими спортсменами.

Инженеры и конструкторы других систем ориентировались на гонку года — ралли-марафон «Шелковый путь», предполагая жару Монголии, улучшили показатели охлаждения систем двигателя. Стоит отметить, что в ходе совместных работ некоторые компоненты российского производства имеют сейчас более высокие показатели по сравнению с зарубежными аналогами.

Поиск качественных производств и технических партнеров ведется непрерывно. Не все наработки готовы к применению на предстоящем ралли из-за незавершенных испытаний. Но некоторые компоненты будут опробованы уже на июльской гонке, так как находятся на финальной стадии тестирования. Речь идет об элементах тормозной системы, подвески и двигателя. Для двигателя важно было найти новых производителей некоторых комплектующих. Часть этих вопросов решена с помощью российских компаний и поставщиков из дружественных стран.

Изображение: img.freepik.com
Качество движения автомобиля определяется массой, её расположением и конструкцией подвески.

На спортивных грузовиках установлены 13-литровые дизельные моторы ISZ13 производства Dongfeng Cummins Engine Co. (DCEC), завод и конструкторское бюро которой находятся в китайской провинции Хубэй. Планируется переход на 12-литровые двигатели из-за ужесточения правил FIA. Такой мотор есть и у «КАМАЗа». В команде есть инженеры, способные подготовить спортивный двигатель. Исторически команда применяла семь спортивных двигателей.

Изображение: img.freepik.com
Каждое собранное силовое агрегат проходит испытания на стенде в течение суток.

В спортцентре «КАМАЗ-мастер» не прекращалось обсуждение техники накануне важной гонки. Масштабное строение с металлическим отливом и небесной синевой стен напоминает настоящий завод в миниатюре: станки для раскроя металла, участки механической обработки деталей, сборочный участок, окрасочный цех — здесь все есть для постройки грузовиков. Завод компании «Тракс Восток Рус», партнера команды «КАМАЗ-мастер», поставляет кабины, в которые в спортцентре интегрируют каркас безопасности, становящийся несущим.

Изображение: img.freepik.com
Инженеры из конструкторского отдела «КАМАЗ-мастер» обычно занимаются спортом.

Экскурсию проводит легендарный штурман Айдар Беляев. После осмотра цеха больших машин он ведет экскурсантов на участок багги, рассказывая о том, какое большое внимание команда уделяет детскому спорту. «Мальчишки и девчонки приходят в спортивную секцию с шести лет, а в восемь уже участвуют в первенстве России. С 12 лет юниоры пересаживаются на технику с более мощными моторами, а с 16 лет — во взрослый класс. Все эти ребята — будущее нашей команды», — говорит руководитель спортивной подготовки среди юниоров Евгений Шерстяных. Кстати, в этом году юниоры «КАМАЗ-мастера» участвуют в семи российских этапах автокросса в своих классах и пяти этапах в Татарстане.

Изображение: img.freepik.com
Участок багги.

Карьера гонщика может развиваться поэтапно: сначала работа механиком в спортивном центре, затем участие в соревнованиях с командой, назначение механиком экипажа и, наконец, переход в пилоты. Как отмечает Айдар Беляев, «молодежь стремится проявить себя, а команда заинтересована в обеспечении будущего резерва специалистов».

Изображение: img.freepik.com
Руководитель команды Эдуард Николаев.

Смена в команде растет достойная. Руководитель Эдуард Николаев приводит пример Даниила Телепова, который поехал на ралли «Шелковый путь» механиком к Андрею Каргинову. Это первый опыт Даниила в международной гонке.

На «Шелковый путь — 2024» команду «КАМАЗ-мастер» представляли пять экипажей: Эдуард Николаев с штурманом Евгением Яковлевым и механиком Дмитрием Авдеевым; Дмитрий Сотников с Русланом Ахмадеевым и Ильгизом Ахметзяновым; Андрей Каргинов с Дмитрием Никитиным и Алмазом Ахметов; Сергей Куприянов с Александром Куприяновым и Иваном Татариновым.

Команда одержала победу в гонке. Дмитрий Сотников выиграл ралли-марафон «Шелковый путь» в пятый раз. Эдуард Николаев занял второе место. Сергей Куприянов завершил гонку на пятом месте, вызов бездорожью на грузовике КАМАЗ-43509, работающем на газодизельной смеси, вновь бросил экипаж. Испытания и исследования в этом направлении для «КАМАЗ-мастер» и партнеров команды, связанном с использованием природного газа, продолжатся.

Победа команды «КАМАЗ-мастер» свидетельствует о надежности автотехники, высоком профессионализме и большой внутренней силе камазовского коллектива. Коллектив умеет создавать машины, выдерживающие любые испытания, и мастерски ведет их к победным финишам. Руководитель компании КАМАЗ Сергей Когогин.

Что еще почитать:

За 25 рублей борщ, новый гоночный грузовик и душ со счётчиком – таковы будни команды «КАМАЗ-мастер» на «Шелковом пути».