Опыт эксплуатации Lada Largus CNG: экономия на метане за 5000 км
Несмотря на снижение цен на нефть, бензин пока не дешевеет. Доходы населения в последнее время ощутимо сократились. Поэтому в разгар пандемии решили протестировать метановый Lada Largus CNG. Тест начался еще до самоизоляции, но автодилерам запретили работать, салоны закрылись, и вернуть машину не смог. За два с лишним месяца Largus проехал больше 5 тысяч километров. Достаточно, чтобы сделать некоторые выводы.
Главный вопрос, который задают знакомые, узнав о моём метановом авто: как ехать на «бомбе»? Честно — не знаю. Каждый раз… Largus Переключаясь с бензина на метан, клапан на баллоне издаёт заметный щелчок, который громко резонирует по стальной колбе. Но это — единственное мгновение, когда я вспоминаю о 20 кубических метрах газа под давлением 200–220 атмосфер за спиной пассажиров. Остальное время стараюсь об этом не думать. В старину говорили: «Кому суждено утонуть, в пожаре не сгорит». Я верю в заводское качество установки системы и её итальянские компоненты. В Европе машин на метане много, как заводских, так и дооборудованных — там за безопасностью следят очень строго. И будь метан опасен, вряд ли его разрешили бы.

Оборудование итальянское из-за того что ежегодно на Апеннинах регистрируется 150–200 тысяч машин, работающих на метане. Это три четверти всех автомобилей такого типа в Европе. Газ доступен примерно на половине всех заправочных станций и стоит вдвое дешевле бензина и дизеля.

Водители, выбравшие LargusС самого начала понимают, что доверили свою жизнь далеко не самому безопасному устройству. Даже в топовой комплектации отсутствует система стабилизации, всего две подушки безопасности. Нет напоминания о спускающих колесах, которое часто может предотвратить ДТП. Набор систем комфорта тоже минималистичен: ни за какие доплаты недоступны климат-контроль, круиз-контроль, датчики света и дождя. Спасибо, что есть дистанционное управление центральным замком и стеклоподъемниками.

Магнитола самая простая, есть Bluetooth, но без управления рулем. Руль не регулируется по вылету, а спинка водительского сиденья заметно шатается, хотя пробег машины всего 4000 км. Хотелось бы больше шумоизоляции: в салон постоянно поступают шум дороги и работы мотора. На холостом ходу на метане двигатель работает с небольшими перебоями.

Владельцы «Ларгусов», с кем удалось пообщаться, относятся к дискомфорту философски. Автомобиль ценят за большой багажник и неприхотливую конструкцию, унаследованную от первого поколения «Лады». Renault LoganВпрочем, есть некоторые нюансы: несколько лет на «Ларгусы» устанавливают моторы ВАЗ мощностью 87 или 106 л. с. Их особенность – неприхотливость, а недавно появилась дополнительная защита от загнутых клапанов при обрыве ремня ГРМ.

Приобретение метанового «Ларгуса» предполагает существенные уступки: объем багажника сократился почти вдвое, с 560 до 300 литров. Складывание спинок задних сидений создает значительный изгиб, препятствующий транспортировке крупногабаритных предметов, таких как холодильник или шкаф.



С точки зрения водителя отличия метанового «Ларгуса» от обычного минимальны. РУчка КП получила указатель запаса газа с единственной кнопкой управления системой, но интеграции с бортовым компьютером нет. Расход газа можно высчитать самостоятельно в блокноте, учитывая разное давление на АЗС. Методика от полного бака до полного бака, как на бензине, не работает: в пустой баллон влезает разное количество газа в зависимости от давления на заправке. При номинале в 22 куба были результаты от 19,5 до 21,3 кубометра. Заправки хватает на 300—350 км в среднем, в зависимости от количества метана и трафика. Таким образом, 1 кубометр можно приравнять к 1 литру бензина. Завод обещает средний расход 7,7 литра 92-го или 8 кубометров метана на 100 км.

Малый объем баллона требует частых дозаправок, но суммы на чеках с АЗС радуют. Полный бак стоит 350–400 рублей. Это при достаточно высоких столичных ценах — 17,5–18,5 рубля за кубометр. На газе 1 километр пути обойдется в 1–1,2 рубля, а на бензине — около 3 рублей. Разница ощутима! В регионах встречаются и ценники по 14 рублей за куб. Экономия там должна быть еще заметнее.

Газовая система по умолчанию настроена на приоритет метана. После прогрева «Ларгус» переходит на него сразу же. Летом это занимает считаные секунды, при нулевой температуре — несколько минут. Возвращение машины на бензин возможно принудительно, и это нужно прежде всего ради улучшения динамики. Largus никогда не претендовал на лавры спорткара, но метан сделал его еще медлительнее. Газовое оборудование весит около 100 кг, а переход на метан съедает 12 л. с. и 13 Нм.

Для компенсации потери мощности производитель установил на версию CNG коробку передач Renault с более короткой главной парой (4,2 вместо 3,9). Заявленные данные разгона до сотни составляют 13,7 секунды на бензине и 14,5 на метане. Стандартный «Ларгус» мощностью 106 лошадиных сил разгоняется за 13,4 секунды. Учитывая, что светофорные старты не его сильная сторона, производитель провел испытания эластичности — ускорение на пятой передаче с 60 до 130 км/ч. Эксперимент проходил на одном и том же участке шоссе. Разница оказалась значительной: 51 секунда на метане и 35 секунд на бензине. Это при условии, что в машине находились всего два человека и багажник был пуст. Как будет вести себя машина при полной загрузке? Поэтому водителю необходимо точно рассчитать дистанцию при обгоне на трассе или заранее переключить питание мотора на бензин. Було бы неплохо, если бы при нажатии на газ в пол система автоматически переключалась на жидкое топливо, но это слишком сложно для «Лады».

Малочисленность заправок для метана, которую часто указывают противники этого топлива, не помешала мне. В Москве их около десяти, все находятся у МКАДа. Максимальное отклонение от привычных маршрутов составляло не более пяти километров в одну сторону, а иногда заправки попадались по пути. С помощью интернета газовые АЗС можно всегда найти и узнать цену топлива заранее. В Московской области удалось обнаружить всего две заправки. К сожалению, проехать из Москвы в Сочи на метане невозможно: расстояние между заправками превышает 500 километров.

Для снижения расходов на топливо Largus CNG — привлекательное решение. Впрочем, стоит учесть уменьшение объема багажного отделения и некоторое снижение динамики. Приятно, что фургоны на базе Largus с цельнометаллическим кузовом не подверглись влиянию проблемы с багажным отделением: в грузовой версии баллон разделен перегородкой от салона и установлен за водительским креслом.

Тем, кто хочет сэкономить на топливе, но не нуждается в большом багажнике, подойдёт метановый седан Lada Vesta. В нём комфорт выше, оснащение богаче, и цена доступнее: базовая версия газовой «Весты» стоит 850 тысяч рублей против 900 тысяч за альтернативный Ларгус.
Несмотря на всё, универсал оказался по душе. Холодильники вожу нечасто, а за пять тысяч километров прохождения автомобиль сэкономил примерно десять тысяч рублей. Достойный результат. Вопрос о том, как быстро окупится переплата в сто восемьдесят тысяч рублей, пока открыт.
Технические характеристики Lada Largus CNG |
|
Габариты (длина/ширина/высота) | 4470х1750х1670 мм |
База | 2905 мм |
Снаряженная масса | 1450 кг |
Полная масса | 1790 кг |
Клиренс | 170 мм |
Объем багажника | 300 л |
Объем топливного/газового бака | 50/90 л (22 м3) |
Двигатель | бензин./метан., 4-цилиндр., 1596 см3, 106/5800 л. с./мин-1, 148/4200 Нм/мин-1 |
Трансмиссия | механическая, 5‑ступенчатая, привод передний |
Размер шин | 185/65R15 |
Динамика (бенз./газ) | 162 /155 км/ч; 13,7/14,5 с до 100 км/ч |
Расход топлива | 7,7 л / 8,0 3 на 100 км в смешан. цикле |

- На машине это, пожалуй, самый простой способ передвижения.
Расходы на километр менее одного рубля актуальны только для электромобилей.

- Незначительное снижение динамики при удвоении уменьшения объема.
Отсутствие развитой сети метановых АЗС в регионах тормозит популярность автомобилей с таким типом двигателя.