Опасен ли правый руль, или почему кричит пассажир слева?
![Опасен ли правый руль, или почему кричит пассажир слева?](https://autotry.ru/wp-content/uploads/2023/06/d7kjl7jlf.jpg)
Россия не всегда была страной, где большинство машин имеет левый руль. В начале ХХ века на заводах страны выпускались праворукие автомобили, и наверняка вы видели фотографии русских князей и промышленников, восседающих за «неправильным» рулем Руссо-Балтов. Любопытно, что движение в ту пору уже было правосторонним, но правый руль считался более удобным – так безопаснее выходить из машины на тротуар. Однако в 1920-х годах равнение всего мира на США привело к распространению левого руля, в том числе и в России.
Идея сравнить исконно японский авто с леворульным искушала нас давно. А в дни кризиса желание стало прямо-таки навязчивым: высокое качество, привлекательная цена и большой выбор японских моделей в будущем году заставят многих обратить на них самое пристальное внимание.
Компания «Окинава» предоставила на тест праворукий Toyota Vitz 1.3 последнего поколения (в России – Toyota Yaris). Компания «Каскад-Моторс» в качестве спарринг-партнера выставила Skoda Fabia 1.4.
Мы не пытались сравнивать как таковые «Витц/Ярис» и «Фабию», тем более что у машин трехлетняя разница в возрасте. Скорее мы оценивали их рули – насколько сложно водить машину с «неправым правым» рулем в России? Skoda задала нам базу для сравнения, Vitz стал главным подопытным.
Трудности с центровкой
С какой стороны от руля находится рычажок поворотников у обычной машины? По-моему, слева… Нет, справа… Или все-таки слева? Честно говоря, сейчас я даже не помню.
Но это помнят мышцы, и как ни тверди себе, что у Vitza переключатель справа, при внезапных перестроениях срабатывает машинальная память, и поворачиваешь под энергичное шуршание дворников. Пока концентрируешь внимание, все нормально, но стоит расслабиться – и снова на сцене «дворники». Нужен примерно час, чтобы переучить руки на «неправильный» поворотник. В остальном никаких проблем: педали расположены как надо, селектор «автомата» хоть и слева, но пользуешься им редко. У «ярис-витцев» приборы находятся в центре салона, и лично я не считаю такое решение слишком удачным. Однако куда смотреть – чуть вправо или чуть влево – разницы не имеет.
Поначалу габариты праворукой машины сбивают с толку. Кажется, будто твоя правая сторона обнажена и вот-вот начнет цеплять придорожные столбы и знаки, отчего инстинктивно смещаешься влево. А к левой стороне приделан изрядный шмоток автомобиля, так что смещаться особо некуда.
Первое время я сверяю положение по зеркалам, но центрировать машину трудновато. Мой мозг годами прокладывал путь в трех метрах от бордюров и тротуаров, и попытки ехать вдоль правой кромки дороги воспринимает как злостную езду по обочине, вынуждая смещаться левее.
Еще веселее на трассе. Когда навстречу попалась первая фура, пассажир, сидящий слева, с испуга едва не выронил сотовый телефон, потому что я ехал неестественно близко к осевой, а его ощущения были обострены слишком левой посадкой. «Мне казалось, она идет нам точно в лоб», – признался он потом.
«Борьба рулей» порой приводила к поразительному результату. Изначально Швеция была страной с левосторонним движением, но соседство с правосторонними державами создавало большие трудности, и было принято решение ввести общеевропейский стандарт. 3 сентября 1967 года с 1:00 до 5:00 утра движение на территории страны остановилось, а в пять часов машины поехали уже по правой стороне дороги. Трудолюбивые шведы умудрились за полночи переставить знаки и перерисовать разметку.
Но мало-помалу я привыкал к необычным габаритам, и езда в полуметре от обочины казалась все более естественной, а крики пассажира – все менее громкими. И все-таки, пересев потом в «Фабию», я почувствовал приятное расслабление: машина шла по своей полосе совершенно непринужденно, как будто не требуя от меня никаких усилий.
Как вы поняли, перечисленные особенности связаны с отсутствием навыка вождения праворуких машин. Похожую историю мог написать человек после первой поездки на машине с «автоматом». Ну, вы знаете – когда пытаешься жать несуществующее сцепление и на ходу дергать селектор. Но привычка приходит быстро, а если регулярно ездить на машинах с обоими типами коробок, граница между ними стирается.
То же касается расположения руля. Я уверен, что если следующую неделю буду поочередно ездить на лево- и праворуких машинах, мне станет все равно, где у них руль.
Короче говоря, в городе праворукий автомобиль не создает особых проблем. Можно ли рекомендовать его новичкам? Если человек вменяемый и готов учиться, то да. Дополнительным плюсом является автоматическая коробка передач, которая входит в комплектацию почти любого японского автомобиля.
Уверен? Обгоняй!
Краеугольный камень – обгоны. Мы специально поехали на загородную трассу и нашли участок двухполосной двухсторонней дороги, чтобы порепетировать подобные маневры.
![Опасен ли правый руль, или почему кричит пассажир слева?](https://autotry.ru/wp-content/uploads/2023/06/ewtfqw9f1.jpg)
Есть мнение, что водитель праворукой машины совершенно не видит встречную полосу. Мой опыт говорит, что это мнение немного преувеличено. Езда за нашей «фабией» с безопасной дистанцией не создала больших трудностей для обгона: я всегда видел отрезок встречной полосы, достаточный, чтобы «высунуться» и убедиться в безопасности маневра. Но «Фабия» – машинка маленькая. Другое дело фура.
Я провел небольшие расчеты и выяснил вот что. Допустим, машина едет за автопоездом на таком расстоянии, что голова водителя находится в пяти метрах от задней части полуприцепа. Тогда водитель леворукой машины видит 26 метров встречной полосы, праворукой – 11 метров. Чтобы второй увидел ту же самую дистанцию, ему необходимо отпустить фуру вперед еще на шесть c небольшим метров.
Теперь наши водители решили выглянуть на встречку и едут точно посреди дороги, пропуская разметку между колес. Из леворукой машины полосу видно как на ладони. Водителю праворукой машины сложнее: если он идет впритык за фурой (расстояние от головы до полуприцепа – 5 м), то видит лишь 39 метров дистанции. Такой обзорности недостаточно для принятия решения о возможности обгона: при скорости встречного разъезда 160 км/час время видимости встречной машины составляет менее секунды. Если водитель оттягивается назад, как в предыдущем примере, ему открывается уже 91 метр дистанции, позволяя осторожно смещаться влево, чтобы увидеть полосу целиком. Эти расчеты подтверждаются на практике: прижался к грузовику – считай, ослеп.
По данным агентства «Автостат», российский парк на 20% состоит из праворуких автомобилей. В разных регионах их доля отличается: от 0,9% на северо-западе страны до 84% на Дальнем Востоке. Уральский показатель близок к среднему – 22%.
И все-таки обгоны на праворукой машине требуют большего хладнокровия. Оттягиваясь назад, мы увеличиваем дистанцию и время обгона, что особенно ощутимо на маломощных машинах. Образовавшийся зазор между вашей машиной и фурой будет провоцировать водителей, едущих сзади, обгонять и встраиваться перед вами. Наконец, в стесненных условиях, когда сзади подпирает вереница нетерпеливых автомобилей, водитель «праворучки» будет вынужден либо терпеть, либо рисковать: отстанешь от фуры – обгонят задние, высунешься не глядя – поймаешь встречную машину. А если усугубить сцену темнотой и дождем?
Или рисуется такая картина: едем по односторонней двухполосной дороге и догоняем «Газель». Поскольку встречки нет, без страха идем на обгон. А на левой полосе препятствие: разбитый автомобиль или старушка, пропускающая «Газель» на проезжей части. Водитель леворукого автомобиля заметит такой «сюрприз» скорее, и ему будет проще вернуться в свой ряд. Правда, в описанной ситуации виноват все же не правый руль (он, скорее, провокатор, а не исполнитель): перед обгоном водитель обязан убедиться в том, что полоса свободна на протяжении дистанции маневра. «Не расслабляйся!» – такой призыв невредно наклеить на каждый правый (да и левый) руль.
Однако непреодолимых проблем с обгонами мы не обнаружили, по крайней мере в сухую ясную погоду. Важно не суетиться, выдерживать правильную дистанцию, а в начальной фазе маневра выезжать на встречку без ажиотажа. Иногда видеть набегающий поток помогают особенности рельефа, скажем, на спусках и в затяжных левых поворотах проблем с обзорностью почти нет. Порой увидеть дальнюю часть дороги можно справа от машины, которую вы планируете обогнать.
Есть и пара изобретений, облегчающих обгоны. Самое простое из них – система зеркал наподобие перископа, которая крепится на лобовом стекле возле левой стойки и проецирует изображение встречки. Цена устройства в Челябинске – 1300-1500 рублей, установка осуществляется самостоятельно.
В последнее время на рынке появились дешевые видеокамеры, которые встраиваются в корпус левого зеркала заднего вида или располагаются в салоне возле левой стойки. Стоимость камеры составляет порядка двух тысяч рублей, еще в тысячу обойдется установка. Многие японские машины, как и этот Vitz, оснащены ЖК-мониторами, на которые можно выводить изображение с камер после включения левого поворотника или специальной кнопки – кому как удобнее.
Иногда на обгонах поможет «штурман», сидящий слева от вас. Хотя полностью полагаться на него мы бы не советовали: из теории надежности известно, что чем больше звеньев в цепочке, тем больше вероятность отказа. Однако «штурмана» можно использовать для перестраховки.
Не слепи!
Помимо атипичной обзорности, японские автомобили отличаются иным распределением светового пучка фар: как и положено, они подсвечивают обочину, которая, по их мнению, находится слева. Такое светораспределение приводит к ослеплению встречных водителей, а еще не позволяет пройти техосмотр.
![Опасен ли правый руль, или почему кричит пассажир слева?](https://autotry.ru/wp-content/uploads/2023/06/seyho0hul.jpg)
Однако в большинстве случаев проблема решается сравнительно легко. Директор компании «Проспект», специализирующейся на настройке фар японских машин, Василий Панихин рассказал следующее: «Добиться правильного распределения пучка обычной регулировкой чаще всего невозможно. В случае с простыми безлинзовыми фарами мы изготавливаем специальную шторку, которая отсекает часть пучка и перенаправляет его в нужном направлении. Шторка играет роль зеркала, отражая левую часть светового потока таким образом, чтобы в конечном итоге подсвечивать правую обочину.
Поэтому фара не теряет светосилы – шторка не поглощает света. Проверку результата мы осуществляем с помощью прибора, аналогичного тому, что используется во время техосмотров. Процедура стоит 700-1000 рублей. Несколько сложнее настраивать фары с линзами, которые устанавливаются на ряд моделей вроде Mazda Axela (Mazda3). В этом случае необходима разборка фары и модификация шторки. Процедура стоит 3500-4500 рублей. К сожалению, в ряде случаев фара теряет герметичность и время от времени запотевает. Разумеется, владелец может установить фары от леворукого аналога, однако это будет стоить примерно в два раза дороже».
Городские проныры
Сравнивать подержанного «японца» и нового «европейца» не совсем корректно, и все-таки поделимся парой впечатлений.
Vitz понравился плавностью хода, легкими органами управления и приятным силовым агрегатом: достаточно бодрый мотор (87 л. с.) и предсказуемый автомат позволяют шустрить со светофоров и требуют минимум внимания. Легкий руль «Витца» удобен в городе, но немного мешает на трассе – информативность почти отсутствует. Интерьер «японца» оригинален и не лишен изюминки, хотя кому-то может не понравиться центральное расположение приборов. Автомобиль достаточно просторный впереди, и, что удивительно, нетесный на втором ряду. Правда, объем багажника невелик – всего 272 л, но его можно регулировать, сдвигая второй ряд сидений или складывая их спинки.
«Японец» неплохо укомплектован: есть кондиционер, АБС, «автомат», магнитола, центральный замок с дистанционным управлением, электропакет и жидкокристаллический дисплей. Такой Vitz 2005 года выпуска с пробегом менее 20 тысяч км обошелся хозяйке в 330 тысяч рублей.
![Опасен ли правый руль, или почему кричит пассажир слева?](https://autotry.ru/wp-content/uploads/2023/06/1qrt6uu9j.jpg)
Fabia – типичный представитель европейской школы. Спокойный качественный интерьер, крепко сбитая подвеска, нетяжелый, но чуткий руль и великолепный механизм переключения передач. Возможностей 1,4-литрового моторчика хватает впритык, и если в целом «Фабия» тише «Витца», то стоит крутануть двигатель, как салон наполняется усердным гудением. «Фабия» производит впечатление более драйверского автомобиля, но расплата за это – чувствительность к мелким неровностям, которые отдают в салон несильными тычками. Чешская машина – один из лидеров класса по просторности на заднем ряду, объем багажника – 300 л. «Фабия» обладает неповторимым шармом, и на фоне мультяшно-агрессивных конкурентов подает себя с достоинством.
«Наша» Fabia в комплектации Elegance имела кондиционер, легкосплавные диски, бортовой компьютер, АБС, противотуманки и ряд опций помельче. Цена такой машины (естественно, новой) начинается от 419 тысяч рублей. Стоимость базовой «Фабии» с мотором 1,2 начинается от 309 тысяч рублей.
Цена руля
Почему люди покупают машины с нетрадиционной ориентацией руля? Зачем они устраивают митинги и пикеты в их поддержку? Потому что любят. Но любят не без причины: спасибо качеству японских машин и сравнительно невысокой цене. Насколько невысокой?
![Опасен ли правый руль, или почему кричит пассажир слева?](https://autotry.ru/wp-content/uploads/2023/06/entyk2c85.jpg)
Мы провели небольшое исследование, используя челябинские и федеральные доски объявлений. Заметим, что мы учитывали машины, продающиеся на Урале и в европейской части России, исключая предложения из Сибири и Дальнего Востока.
Так, цена на праворульный Honda Fit 1.3 2005 года выпуска колеблется в пределах 317-370 тысяч рублей. Леворукий аналог Honda Jazz с теми же параметрами стоит 365-415 тысяч рублей. Праворукая Toyota Corolla 2005 года выпуска стоит 355-440 тысяч рублей с моторами 1,4 или 1,5 литра и «автоматом». Ее «брат» с левым рулем, автоматом и мотором 1,6 обойдется в 395-445 тысяч рублей.
Можно рассуждать по другому: например, за 330 тысяч, которые стоил участвовавший в тесте Vitz, можно найти Skoda Fabia 1.4 того же возраста, но без автоматической коробки передач.
В среднем разница в цене японского автомобиля и аналогичного леворукого составляет 40-60 тысяч рублей. Разница может быть и меньше: порой импортируемые из США модели оцениваются не дороже праворуких аналогов. Например, за 550-600 тысяч рублей можно приобрести 2,5-литровый «американский» Subaru Forester либо 2-литрового «форика» из Японии.
Повышение курса доллара и таможенных пошлин может сказаться на цене аукционных машин. Пока за ввоз машины с мотором 1,0-1,5 литра в возрасте 3-7 лет нужно заплатить 25% стоимости, но не менее 0,5 евро/куб. см. В будущем эти параметры для машин от 3-5 лет составят 35% и 1,44 евро соответственно. Таким образом, цена на популярные машины класса Toyota Vitz может возрасти на 25-30 тысяч рублей, то есть порядка 7-10%. По словам импортеров, пока повышение курса доллара компенсируется падением цены на вторичном рынке Японии из-за кризиса.
Цена японского автомобиля во многом зависит от способа и места покупки. Наиболее доступные машины предлагаются на автомобильных рынках восточной части России – в Новосибирске и Владивостоке. Однако есть риск нарваться на авто со скрытыми проблемами, кроме того, доставка до Челябинска обойдется в 15-30 тысяч рублей.
Самым надежным способом считается приобретение праворукого автомобиля через японские аукционы, где все машины проходят тщательную юридическую и техническую проверку. В этом случае вы гарантированно приобретаете автомобиль без пробега по России и в устраивающем вас состоянии.
Доставкой аукционных автомобилей в Челябинске занимается ряд специализированных компаний, где вы можете выбрать автомобиль из наличия или заказать нужную модель и комплектацию напрямую из Японии.
Резюме
Итак, что мы выяснили? Проблем с использованием праворукого автомобиля в городской черте нет. Единственное, водителям, привыкшим к «праведному» рулю, придется перепрограммировать рефлексы – это займет несколько дней.
Во время обгонов праворукий автомобиль требует большей осторожности и концентрации внимания. Однако для водителя с головой больших сложностей обгоны не представляют – разве что в совсем плохую погоду и на сложных перегруженных трафиком трассах.
Авто для японского рынка дешевле обычных: «скидка» за праворукость для машин популярного B-класса составляет порядка 12-15%. Однако, если наличие «автомата» не является для вас принципиальным обстоятельством, можете найти автомобиль с левым рулем примерно за те же деньги.
В целом никаких явных противопоказаний к использованию «японца» в России мы не обнаружили. Если душа и кошелек лежит к правому рулю – почему бы и нет?
Источник: Autochel.ru