Новая классика: каким был ВАЗ-2151 и что с ним стало
Некоторые концептуальные разработки автомобилей бесследно стираются из памяти. Но порой сожалеешь, что проект не пошел в серию. Именно такие эмоции вызывает вазовский концепт с индексом 2151.
Эта версия тольяттинской «неоклассики» была сделана за каких-то семь месяцев и представлена в 2002 году на Московском международном автосалоне. Концептуальный заднеприводной ВАЗ-2151 вызвал у публики живейший интерес. Немудрено. Ведь миловидная наружность у этого концепта сочеталась с аккуратным практичным салоном и вазовскими агрегатами. Но главное, предполагаемая цена новинки была заявлена на «копеечном» уровне. Точнее, на уровне 5000 долларов. Стилистика «неоклассики» была задумана и реализована собственными силами дизайн-центра АвтоВАЗа. Получилось очень недурно. Хотя и напоминало компиляцию Ford Fusion с FIAT Stilo. Кто что с кого копировал, покрыто завесой тайны, ведь «Фьюжн» «засветился» одновременно с ВАЗ-2151, а «Стило» — годом раньше. Как бы то ни было, автомобиль предназначался для замены устаревшей «классики». Причем эволюционным, а не революционным путем. Универсал, позиционировавшийся в сегменте B, был спроектирован на модифицированной заднеприводной платформе. По размерам концепт заметно превосходил ВАЗ-2104. При длине 4280 мм, ширине 1500 мм и высоте 1680 мм он был шире «четверки» на 60 мм. И на 92 мм выше. Колесная база тоже была «растянута», почти на 200 мм. Салону концепта были свойственны не только привлекательная «аквариумная архитектура» и приемлемая эргономика, но и ощутимый простор. Вольготно там чувствовали себя даже высокорослые пассажиры, у которых было достаточно пространства над головой. Салон был рассчитан на пятерых пассажиров. Плюс к этому универсал отличался объемистым 500‑литровым багажником. А при сложенном заднем сиденье его вместимость возрастала почти в три раза, и грузовой отсек был способен принять крупногабаритные, более двух метров, длинномеры. Уже в «базе» ВАЗ-2151 планировалось оснащать «персональной» CD-автомагнитолой «Радиотехника». А в оборудование люксовой версии предполагалось включить две подушки безопасности.
При возросших габаритах снаряженная масса машины составляла 1220 кг. Поэтому модернизированный «нивовский» 1,7‑литровый двигатель мощностью 85 л. с., предназначенный для ВАЗ-2151, позволял машине развивать скорость 185 км/ч и разгоняться до сотни за 14 секунд. Впрочем, цифры эти отдают лукавством. Точнее, они теоретические, ведь испытаний машины никто не проводил. Более того, кузов концепта, хотя и смахивал на настоящий, был сделан из стеклопластика и, соответственно, был легче полноценного железного.
Мотор у прототипа базировался на подрамнике. Пятиступенчатая «механика» была передислоцирована на концепт в первозданном виде. А в передней подвеске «двухрычажка» уступила место «Макферсону». Пружинная задняя подвеска — неразрезной мост на продольных рычагах с тягой Панара — почти не изменилась. Ради улучшения управляемости (в теории) амортизаторы были установлены не вертикально, а под наклоном. В реечном рулевом управлении «поселился» гидроусилитель.
Автомобиль планировалось поставить на конвейер в 2006 году. Но не случилось. В серию пошли более прогрессивные и перспективные «Калина» и «Приора». Ставка АвтоВАЗа на переднеприводные платформы окончательно похоронила проект ВАЗ-2151.