Невозможный «Икарус» на железной дороге

В восьмидесятые годы прошлый века «Икарус» попытался заняться производством подвижного состава для железных дорог, но интересное начинание оказалось недолговечным.

Железнодорожный Ikarus

Венгерские автобусы Ikarus пользовались известностью в СССР и других странах Восточной Европы. Особой популярностью пользовались модели семейства 200: одноосные, двухсекционные для городского движения и межгородов отличались высокой степенью унификации.

Первая модель семейства, автобус Ikarus 250, была представлена в 1967 году.

В начале восьмидесятых предприятие приняло решение о производстве железнодорожного подвижного состава. У «Икаруса» отсутствовал опыт в вагонно-рельсовой отрасли, поэтому в партнёры взяли венгерскую компанию Ganz-MÁVAG, специализирующуюся на выпуске подвижного состава и локомотивов.

Союз предприятий Ganz-MÁVAG и Ikarus задумал производство рельсовых автобусов, которые планировалось поставлять не только в Венгрию, но и на рынки других государств, включая Советский Союз и страны Дальнего Востока.

Партнёры четко распределили обязанности: Ganz-MÁVAG отвечала за «железную часть», а Ikarus — за кузов. Первый рельсовый двухсекционный автобус Ikarus 725.00 выпустили в 1983 году, затем построили ещё один экземпляр этой модели.

Двухсекционный рельсовый автобус

Каждая секция длиной двенадцать метров. Общая длина рельсового автобуса немного превышала двадцать пять метров. Одна секция имела дизельный двигатель Cummins. Кузов практически не отличался от городского автобуса, разве что кабину машиниста и торцы усилили для соответствия железнодорожным стандартам.

Рельсовые автобусы для Азии

В 1987 году венгры представили своё детище в Малайзии и получили заказ на десять рельсовых автобусов. Азиаты решили приобрести как трёх-, так и пятивагонные рельсовые «Икарусы» (индекс 725.01) с дизелями Cummins. Третья секция, находившаяся в середине состава, также получила дизельный мотор, но кабины управления там не было.

Венгры построили ещё несколько рельсовых автобусов, которые в 1992 году отправились в Сингапур. Других стран кроме Малайзии и Сингапура необычное транспортное средство не заинтересовало. Вскоре руководство компании Ganz-MÁVAG приняло решение прекратить производство трех- и пятисекционных составов.

Остались на плаву лишь двухсекционные рельсовые автобусы, но их предназначение было исключительно внутренним рынком, экспортным товаром предприятие не считал их. Правда, и их производство оказалось недолгим. Страны бывшего соцблока пережили кризис, и рельсовые автобусы попали под сокращение — этот проект оказался слишком затратным для предприятия.

Рельсовые автобусы, направленные в Азию, отработали свой срок службы и были списаны. Известно, что сингапурские и малазийские составы отправили в Таиланд, где их позже разобрать.

Тупиковая ветвь эволюции

В 1994 году несколько стандартных автобусов Ikarus 260 были преобразованы для работы на железной дороге. Планировалось отправить их в Россию, но испытания показали недостатки конструкции: рельсовый автобус был слишком лёгким для железной дороги, из-за чего плохо тормозил и трогался с места. Отсутствие второй кабины управления стало ещё одним минусом, так как рельсовый автобус мог двигаться только в одну сторону.

Проект признали неперспективным после испытательных пробегов и прекратили его реализацию. Рельсовые автобусы привели к прежнему виду для движения по обычным улицам.