Не скрутил – обманул сам себя: почему на вторичке нет машин с честным пробегом
Общеизвестно, что большинство машин на вторичном рынке имеет скрученный пробег. Как с этим бороться – и надо ли?
Во все времена скрутить пробег у продаваемого автомобиля считалось чуть ли не правилом хорошего тона. Не скрутил – обманул сам себя: все равно не поверят, что твой пробег честный. Поэтому до поры, до времени на этот мухлеж все как бы закрывали глаза. Однако потом наверху что-то произошло, и о проблеме заговорили в Госдуме. Ассоциация российских автодилеров задумалась о наказаниях и штрафах – назывались семизначные цифры. На этом, пока что, все и кончилось.
Почему так? Скорее всего, потому, что на самом деле особого желания бороться с явлением ни у кого не возникло. Да и смешно говорить о каком-то контроле, когда повсюду свободно продаются приборчики, помогающие владельцу быстренько скорректировать показания одометра до желательного значения. Более того, множество фирм предлагает соответствующие услуги за смешные деньги – и никто их за это не призывает к ответственности. На этом фоне попытки борьбы за честные пробеги выглядят откровенно популистскими. Кстати, в Евросоюзе услуги по изменению показаний одометров уже несколько лет как запретили. А еще там есть единая база по автомобилям. И если при любом обращении на сервис фиксировать автопробег машины, то проблема, по идее, исчезает сама собой. Не может же быть такого, чтобы бэушный автомобиль с пробегом в 50 тыс. км потребовал замены сцепления на 80-й тысяче…
Между прочим, если у нас за осмотр продаваемого подержанного автомобиля берется профи, то он также сможет натолкнуться на подобное несоответствие. Дело в том, что во многих машинах пробег фиксируют не только одометры, но различные модули управления. В дорогих машинах типа Вольво, Мерседес или БМВ пробег записывается в несколько блоков, откуда и можно выудить нужные сведения. Нужен только профильный сканер. Хуже дело со старыми «кореянками» и «японками» – там хранителем информации служит только одометр. А вот, скажем, в дизельных европейках с сажевыми фильтрами фиксируется каждый момент очистки такого фильтра – с привязкой к пробегу!
В любом случае, ясно, что единого подхода автопроизводителей к нестираемому хранению пробега сегодня нет. А шансов засудить продавца, скрутившего пробег, у покупателя практически нет – потребуются многочисленные заседания, экспертизы и, естественно, финансовые затраты. В итоге работает закон джунглей – «Каждый сам за себя». Бывалый покупатель ориентируется на собственные познания, оценивая возраст машины не только по цифрам, но и по косвенным признакам (потертости обивки, состояние дверных петель, места коррозии и т.п.). Неискушенные клиенты приглашают для осмотра машины «спецов» – сегодня такую услугу предлагают многие. Ну, а совсем наивные «чайники», как правило, приобретают машину со скрученным пробегом, даже не подозревая об этом. В прошлом году в РФ было продано более пяти миллионов подержанных машин, при этом, согласно различным источникам, до двух третей этих машин имели липовые пробеги. Понятно, что если у автомобиля было несколько владельцев, то пробег мог скручивать каждый из них.
Чем проще машина, тем сильнее над ней издеваются. У автомобилей стоимостью до 500 тыс. рублей в 73% случаев показания занижены в среднем на 180 тыс. км! У автомобилей стоимостью более 3 млн. рублей показатели скромнее – 30% и 25 тыс. км.