Машины с пробегом – основные юридические ошибки при покупке
Покупая подержанный автомобиль, следует быть готовым как к техническим, так и к юридическим подвохам
В былые времена для покупки лошадей приглашали знатоков – таким был, к примеру, заглавный горой лесковского «Очарованного странника». Сегодня ситуация не изменилась: при покупке машины с пробегом неопытному человеку лучше не рисковать, и позвать на помощь опытного знакомого. Иначе вместо породистой лошади можно купить хромую кобылу, да к тому же чужую.
Процедура покупки включает в себя как технические, так и юридические аспекты. Технические многократно описаны – мол, проверьте состояние кузова, влезьте под капот, проверьте электрику, предложите продавцу совершить пробную поездку и т.п. Но не менее важны и юридические тонкости – поговорим о них.
Смотрите, с кем общаетесь
Не нужно общаться и, тем более, отдавать деньги тому, кто вообще не имеет отношения к продаваемой машине. Перекупщики были и будут, но новичку от них лучше держаться подальше. Неоднократно описывались ситуации, при которых купленную машину не удавалось зарегистрировать, потому что ее настоящий владелец… вообще не знает, что его автомобиль кто-то продает! Бывают и более грустные обстоятельства: владельца давно нет в живых. В общем, будьте повнимательнее. Перед встречей с продавцом проверьте автоисторию машины (ГИБДД, Автокод, Автотека, ПРО авто, реестр залогов). Реестр залогов – это госресурс https://www.reestr-zalogov.ru/search. Чтобы проверить, не «кредитная» ли машина, нужно знать ее VIN. При осмотре убедитесь, вписан ли продавец в ПТС.
Вы чего купили-то?
Такие случаи иногда звучат анекдотически. К примеру, покупатель, сторговавшийся на покупку Хонды, вдруг при оформлении понимает: это по документам не Хонда, а Хендэ! На что продавец ему спокойно отвечает: а тебе, мол, какая разница-то, если тачка понравилась?
На практике продавец, разместивший объявление на Авто ру или на другом портале, иногда указывает VIN от другой машины. И если вы не сопоставите его с документами, то как раз и может получиться так, что покупал одно, а купил что-то другое.
Усы, лапы и хвост – вот мои документы
Развитие предыдущей темы – это небрежная проверка маркировок покупаемой машины. Если смотреть только на усы, лапы и хвост, как предлагал Матроскин, то возможны серьезные проблемы. Надо отыскать VIN на кузове, номер на двигателе и сравнить их с документами. Это не всегда удается сделать: на потрепанных тачках номер часто бывает поврежден коррозией, что обязательно аукнется вам при регистрации. Встречается несоответствие модели или номера двигателя данным ПТС – последствия те же. А «нелегального» блока ДВС можно вообще лишиться – будете, проклиная все на свете, искать ему замену.
Кенгурятники
Совсем уж смешные проблемы ожидают вас в том случае, если приглянувшаяся вам машина подвергалась тюнингу или переоборудованию. Установка ГБО, наличие кенгурятника и какого-то то ли спойлера, то ли антикрыла – очень может быть, что именно эти мелочи вас и привлекли, но финал будет один: отказ в регистрации! Снимайте кенгурятники, оформляйте или удаляйте газовое оборудование – в общем, приводите машину в соответствие с Законом.
Серое и белое
Зачастую человек хочет быть обманутым – иначе не объяснить стремление покупателей посещать различные «серые» салоны. Бывает, конечно, что и повезет, но для большинства новичков такие визиты заканчиваются безрадостно. Стоимость машины в последнюю секунду неожиданно возрастает, поскольку вам предъявляют счета за консультации менеджера, оформление документации, доставку автомобиля и еще непонятно за что. До кучи может оказаться, что автомобиль при этом имеет какую-то темную историю. Тут и опытному покупателю может быть несладко.
Сдал, принял, отпечатки пальцев…
Напоминаем, как должен выглядеть договор купли-продажи – загляните вот сюда: https://auto.ru/docs/dkp/