«Лада XRAY Кросс» вне асфальта: преимущество вариатора перед механикой?
Лада ХRAY Cross AT уже давно не является новинкой. Но прочность и выносливость вариатора на кросс-хэтчбеке стоимостью 1 029 900 рублей всё ещё вызывает сомнения. Мы решили проверить, сможет ли версия с вариатором пройти тот же маршрут, что и машина с механической коробкой передач.
Лабораторный кроссовер «Иксрей Кросс» оборудован мотором Renault H4M рабочим объемом 1,6 литра мощностью 113 лошадиных сил и вариатором Jatco F015E. Обычно вариаторы подвержены влиянию больших нагрузок и считаются менее долговечными по сравнению с гидромеханическими автоматами. Также версия «Иксрея» с вариатором лишена электронной системы Ride Select, изменяющей манеру вождения на разных дорогах и имитирующей блокировку межколесного дифференциала. Но повлияет ли отказ этих элементов на главное блюдо — проходимость?
Для ответа на этот вопрос мы отправились на ту же трассу, где год назад тестировали «Кросс» с двигателем 1.8 и механической коробкой передач. В пути оценили работу подвески: на асфальте «Иксрей» радует достойной управляемостью с минимальными кренами, информативным рулем и неплохой плавностью хода. На разбитой дороге автомобиль будто пролетает над кочками и ямами. Конечно, пробить подвеску возможно при большом желании, но для этого надо по-варварски не жалеть ни машину, ни себя.
Радует, что клиренс остался прежним — 215 миллиметров. На привычной дороге не составило труда найти место для подвешивания одного из колес, но в незнакомой местности пришлось бы побороться, так как длинные ходы подвески у «Иксрея Кросс» ни на шаг не отпускают колесо. С жесткостью кузова проблем не было — двери открывались и закрывались без скрипов и задержек. Выехать из западни на трех колесах не составило труда: вариатор направил мощность на передние колеса, и машина без усилий вытащила себя. Запишем один балл в копилку вариатора.
Встретили крутой подъём, куда «Иксрей» на механике может добраться только с разгона в режиме «песок». Попробуем проехать вариатором в натяг. Машина останавливается примерно посередине подъема и замирает, а двигатель продолжает держать 2500 оборотов в минуту. Интересно, что версия на механике в натяг прошла примерно такой же путь, но одно из колес упорно продолжало рыть под собой яму.
Отключаем систему стабилизации и пробуем забраться без разгона. С первой попытки не хватило силы. Как только сопротивление возрастает, XRAY Cross AT снижает тягу: включена или отключена система стабилизации – ситуация не меняется. При крутящем моменте 152 Н·м при 4000 об/мин ждать достаточной тяги на низах не приходится. В итоге, с четвертой попытки, немного вспахивая песчаный подъем нижней юбкой бампера, «Иксрей Кросс» проходит первое серьезное испытание. Важно отметить, что версия с механикой и помощником Ride Select испытывала те же трудности, что и вариатор – там тоже был недостаток крутящего момента на низах и «бережливая» система стабилизации.
Как сообщалось ранее, отключение системы стабилизации при высоких нагрузках не даст существенного эффекта. Электроника, управляющая вариатором, даже на рыхлом песке снизит обороты двигателя, из-за чего автомобиль неизбежно остановится. В этом мы убедились во время поездки на песчаное побережье. К счастью, лопата не понадобилась, и застрять не удалось. При попытке преодолеть сложный участок с ходу не хватило скорости, и автомобиль остановился посреди густого песка. Двигаться вперед было бесполезно. Включил заднюю передачу, и машина нашла силы, чтобы выбраться из ловушки.
Два часа мы интенсивно двигались по песку, преодолевая крутые подъемы, не жалея автомобиль. Вариатор выдержал: ни один индикатор не мигал на панели приборов. В работе трансмиссии перед и после бездорожья разницы я не заметил.
Изменения во время тестирования стали заметны только при езде по городу и шоссе. Необычно, но вариатор оказался экономичнее в городском режиме: 6,5 литра на сотню в городе и 10-11 на трассе. Так удивительно! При активном режиме движения по шоссе «Ладе» требовалось больше топлива, чем в городе. Также в условиях города вариатор и сбалансированный двигатель от Renault объемом 1.6 показались более приятными в использовании. Однако на трассе мотору приходилось прилагать усилия: он постоянно напрягался при обгонах.
Вне дорог функциональная разница между «Кроссами» с вариатором и механикой отсутствует. При выборе для города предпочтение отдам вариатору, а для дальних расстояний — механике и более мощному двигателю объемом 1,8 литра. На бездорожье разницы в работе двух вариантов не ощущается. Возможно, зимой механика окажется чуть предпочтительнее, но об этом… мы уже рассказывали в отдельном обзоре.