Лада Калина: от Севера до Юга.

Lada Kalina. С севера на юг

Цена Лада Калина начинается от 290 700 рублей. Автомобиль доступен в продаже с января 2008 года.

Редакция получила два приглашения на участие в тестах практически одновременно. Первое приглашение предлагало проехать по трассе классического ралли, второе — отправиться в ралли-рейд. Оба предложения поступали от ОАО «АвтоВАЗ».

2008 Lada Kalina
© Фото: 5 колесо

2008 Lada Kalina
© Фото: 5 колесо

Редактор вручил мне письмо-приглашение так же, как квартальную премию: «Тебе это понравится!» Увидев на моём лице отсутствие счастья, он буркнул напоследок: «И вообще, это твоя тема — ты же редактор отдела спорта». Изучение «условий игры» было подобно гаданию «любит — не любит». Событие определялось как «ралли-рейд». Согласен, тема моя. «Маршрут — из Астаны в Алма-Ату». Ага, «автопробегом по бездорожью», но причем здесь спорт? «С включением трасс специальных участков»… Уже лучше. «В качестве спорткара — серийный автомобиль Lada Kalina универсал». Нет, спортом здесь и не пахнет. Решающим доводом в пользу «спортивности» мероприятия было участие в пробеге легендарного автогонщика Александра Никоненко.

Перелет из Москвы в Астану, краткий брифинг, формирование экипажей — и в путь. Впереди 1200 километров, и на таком маршруте важна коммуникабельность экипажа и комфорт. Мой приятель Гриша Голышев, журналист из «Автоспорта», и главный конструктор проекта Василий Батищев присоединились к нам в качестве пассажиров. С ростом у них все хорошо, но на заднем сиденье они разместились вполне комфортно. Вещи всей нашей четверки, включая бокс с сухим пайком, без труда разместились в багажнике, несмотря на небольшой объем — всего 350 литров. Зато при сложенных задних сиденьях объем увеличивается на 300 литров. Я закрыл заднюю дверь за два приема (пока машина чистая, не страшно). Василий одарил меня укоризненным взглядом, снова открыл багажник и захлопнул дверь одним движением с ловкостью мангуста, поражающего кобру. Я попытался повторить этот трюк, но успеха не имел. Ладно, за два дня научусь.

2008 Lada Kalina
© Фото: 5 колесо

2008 Lada Kalina
© Фото: 5 колесо

Широкие дверные проемы и большой угол открывания дверей облегчают посадку и высадку. Удобно и за рулем: достаточные диапазоны регулировок рулевой колонки и сидений, рукоятки последних перенесены на внутреннюю сторону. Протяженность первого дня ралли-рейда превышала 700 км, поэтому особый интерес представляла климатическая система. Перепады температур в дневное и вечернее время в Казахстане весьма внушительны. Датчик температуры воздуха в салоне позволяет с достаточной точностью поддерживать установленный режим. Система заслонок отопителя снабжена электрическим приводом. Автомобили были предоставлены в комплектации «люкс», снабженные двумя подушками безопасности, электрическими стеклоподъемниками всех дверей, электрорегулировкой и обогревом наружных зеркал, антиблокировочной системой тормозов, противотуманными фарами, обогревом передних сидений.

2008 Lada Kalina
© Фото: 5 колесо

2008 Lada Kalina
© Фото: 5 колесо

Работу автомобиля проверил ещё в Астане: о драконовских размерах штрафов в Казахстане предупреждала отдельная глава в дорожной книге. Пункт, запрещающий проезд перекрестка на желтый сигнал светофора, тут же заставил протестировать тормоза. Претензий ни у меня, ни у работника местного ГИБДД, наблюдавшего за «тестом», не было. Кстати, все машины с кузовом универсал, независимо от комплектации, оснащаются 14-дюймовыми колесами и тормозными дисками такого же размера. Пейзажи за окном автомобиля прекрасно иллюстрировали цифры справочника. Население столицы едва перевалило за 600 тысяч, но сегодня Астана активно застраивается. В архитектуре европейский стиль гармонично уживается с национальным колоритом. Но вот кончается пригородная зона, и прямая как стрела дорога уходит в степь. Мое предположение о бездорожье оказывается несостоятельным: качество покрытия очень приличное. А возможности автомобиля явно выходят за рамки местных ограничений скорости. Бог с ними, со штрафами… Машина хорошо держит дорогу, руль, легкий в маневрировании при парковках, на скорости приобретает упругость — к работе электроусилителя претензий нет. Понравилась и подвеска: хороша на неровностях, крены в поворотах небольшие. «Подвеска — это, пожалуй, то единственное, что отличает 17 модель от предыдущих, — комментирует Василий Батищев. — Масса универсала на 30 кг больше, чем у седана и хетчбэка, поэтому в конструкции передней подвески мы применили более жесткие пружины».

2008 Lada Kalina
© Фото: 5 колесо

Уехав от столицы, вспомнил ещё несколько цифр: площадь Казахстана — 2 724 900 км², а плотность населения — 5,5 человека на квадратный километр. За спиной щетинившаяся трубами металлургического комбината Караганда — последний крупный уплотнение цивилизации. Шоссе становится фарватером в безлюдном степном океане, и отсутствие ориентиров быстро притупляет ощущение скорости. Редкие стада овец и коров воспринимаешь почти как мираж: вокруг нет ни жилья, ни воды. По указанию штурманов и «наводке» GPS-навигаторов собираемся на обязательных спецучастках и вновь отправляемся в свободный полет по нескончаемой ленте шассе. А так как в окружающем пространстве взгляду зацепиться не за что, невольно погружаешься в мир внутренний, ограниченный салоном автомобиля. Явный диссонанс в гармонию вносят поскрипывание пластика приборной панели и вибрация рычага переключения передач. В любом другом случае я убил бы время размышлением над причинами этих явлений, но было бы глупо не воспользоваться присутствием в экипаже главного конструктора. «Отметил правильно, но в ближайшее время эти дефекты будут устранены», — поясняет Батищев. — «Во-первых, уже близка к завершению программа оптимизации внутреннего шума. Во-вторых, мы модернизируем привод, являющийся источником вибрации. Для этого будет применен тильгер — элемент с дополнительной массой, изменяющий частоту вибрации». Все понятно: проблема известна и она «лечится».

Иногда на обочине шоссе встречаются скульптуры зверей: орел, скачущий конь. Также здесь стоят обелиски с венками. Водители на этой почти пустой дороге, кажется, просто засыпают. Вот снова композиция. Женщина… Голая… И даже без весла… Неужели и я засыпаю? Нет, мой товарищ тоже говорит, что видел это произведение малых архитектурных форм.

За нами почти семьсот километров, а графика на экране GPS-навигатора подтверждает, что близок финиш первого дня – мы двигаемся вдоль озера Балхаш. Организаторы постарались на славу, соорудив настоящий ралли-рейдовый бивуак. Вместо традиционных палаток и шатра кулинарного мастера Жоржа Груана нас ожидал ночлег в настоящих юртах кочевников и чудеса национальной кухни. Где еще удастся попробовать настоящий кумыс и верблюжье молоко? А еще было потрясающее ночное небо Казахстана – такой россыпи звезд я никогда не видел!

2008 Lada Kalina
© Фото: 5 колесо

Завтра утренняя фотосессия на берегу озера, затем продолжение пути. Степь сменяется полупустыней, по которой ветер гонит шары перекати-поля. Животный мир этого климатического пояса представляет стадо верблюдов. «Второй день вместе, а серьезной критики в адрес автомобиля я так и не услышал», — сетует Батищев. Ну, за нами не заржавеет! Вот, к примеру, передние боковые стекла не полностью опускаются. А нужна ли звуковая сигнализация в салоне при включении задней передачи? «Что касается стекол, то проблема в их больших размерах — это сделано в угоду лучшей обзорности, — терпеливо объясняет Василий. — А звуковая сигнализация с моей точки зрения, вещь не лишняя. Кстати, здесь звуковыми сигналами в экстренных случаях дублируются и показания приборов — например, при повышении температуры охлаждающей жидкости».

Заключительные этапы включают гонку по дну высохшего озера и упражнения в навигации. За окнами автомобиля вновь смена ландшафта: зеленые деревья появляются в обрамлении шоссе. Наближаемся к Алма-Ате, финишу ралли-рейда. Все 12 автомобилей преодолели маршрут без технических проблем. В отеле нас ждут душ и ужин, а организаторам предстоит подготовить машины к очередному испытанию. Уже завтра вторая группа журналистов отправится по маршруту Алма-Ата — Астана протяженностью 1200 километров.

О моторах

Василий Батищев, главный конструктор проекта.

В комплекте два варианта двигателя: 16-клапанный объемом 1,4 литра и 8-клапанный объемом 1,6 литра. Задают вопросы о конструкции последнего: в модели Priora установлен 1600-кубовый 16-клапанный мотор. Такое решение обусловлено ограниченностью заводских мощностей по производству именно этих моторов. Планируется модернизация 8-клапанного мотора, характеристики которого обещают быть лучше, чем у 16‑клапанного объемом 1,4 литра.

Вождение
С этим показателем рейтинга вопросов не возникало. Характер движения автомобиля как на трассе, так и по грунтовой дороге вызвал положительные эмоции.

Салон
В данном случае нареканий нет. Салон достаточно стильный, органы управления обладают хорошей эргономикой.

Комфорт
Вибрация рычага КПП и скрип пластиковых деталей доставляли лишь незначительный дискомфорт.

Безопасность
На тестах — достоверные «три звезды». Выдерживают действующие стандарты пассивной безопасности ECE.

Цена
Разумная: от 240 809 до 290 700 рублей в максимальной комплектации.

Достоинства и недостатки

Многофункциональный как в условиях города, так и на трассах за его пределами. Подходит для транспортировки крупных грузов.
Улучшения для повышения комфорта во время длительных путешествий требуются.

Технические характеристики

Марка автомобиля — Лада, модель — Калина универсал.
Габариты — 4040x1700x1500 мм
Двигатель — бензиновый, 1400см3, 90 л.с./5250 мин-1
Трансмиссия — механическая, 5-ступенчатая
Динамика — 165 км/ч; 12,2 с до 100 км/ч
Конкуренты — С кузовом универсал, пожалуй, и нет…

Наше мнение

Главным преимуществом универсала LADA Kalina является соотношение цены и качества. По той же причине конкурентов с кузовом универсал в данной ценовой категории мы не обнаружили. В ходе 1200-километрового маршрута ни за рулем, ни на пассажирском сиденье не возникло никакого дискомфорта.