Китайский автопром. Великий поход


Китайский автопром. Великий поход

К 2020 году Китай станет крупнейшим мировым производителем автомобилей. Такого мнения придерживаются как правительственные эксперты самой Поднебесной, так и многие иностранные специалисты

К 2020 году Китай станет крупнейшим мировым производителем автомобилей. Такого мнения придерживаются как правительственные эксперты самой Поднебесной, так и многие иностранные специалисты.

С одной стороны, масштабные планы китайцев могут показаться преувеличением. С другой, динамика последних лет однозначно свидетельствует о реальности планов. В прошлом году объем выпуска китайских автомобилей вплотную подошел к шести миллионам. В 2004 году в Китае произвели 5,07 млн машин, что вывело страну на четвертое место в мире. Лучшие показатели были только у США, Японии и Германии. Планы на ближайшее время еще более амбициозны. Через четыре года ежегодный объем должен достичь 9,6–10 млн единиц. А к 2020 этот показатель может вырасти до рекордных 15 млн. Если нынешняя тенденция падения автопроизводства в Америке сохранится, то КНР станет крупнейшим производителем. К тому времени доля автопрома в ВВП КНР составит 2–2,3%.

Сегодня в стране зарегистрировано свыше 30 млн автомобилей гражданского назначения, а ведь в 2000 году их было всего 16,09 млн. Только за последние пять лет шесть миллионов китайских семей приобрели легковые автомобили. Темпы роста впечатляющие.

Понятно, что своими силами страна, где автопроизводство появилось в пятидесятые годы с помощью СССР, не добилась бы таких успехов. Многое сделали иностранные компании, для которых на протяжении целого ряда лет правительство создавало весьма привлекательные условия. Прежде всего, речь идет о дешевой рабочей силе. По данным агентства «Синьхуа», час работы немецкого сотрудника завода DaimlerChrysler обходится в 38 евро. 60 минут китайского рабочего стоит всего 1,5 евро. А если добавить благоприятные инвестиционные и налоговые условия, то становится ясно, почему большинство ведущих производителей создали в КНР совместные предприятия. Пока главной целью этих СП, выпускающих половину всех машин, является внутренний рынок, который уже вышел на третье место в мире. Сегодня на европейские компании приходится 60% иностранных инвестиций, привлеченных Китаем в автопром. При этом общее количество заводов, занимающихся изготовлением транспортных средств, давно перевалило за сотню.

По данным Китайской ассоциации автомобильной промышленности, в число десяти крупнейших предприятий страны входят: «Шанхай-Volkswagen», «Первый автозавод — Volkswagen», «Шанхай — General Motors», «Гуанчжоу-Honda», «Тяньцзиньский первый автозавод», «Пекин-Hyundai», автомобильные компании «Чанъань», «Шэньлун» и «Цижуй», а также «Первый автозавод — Toyota». Правда, по мере увеличения количества предприятий рыночная доля каждого из них постепенно сокращается.

Но внутренний рынок не всегда будет приоритетным. Китайцы объявили так называемый Великий поход на запад. Первой целью стала Россия, вторая волна накроет Европу, а затем придет черед Америки. Собственно, этот путь КНР уже прошла многими товарами народного потребления. Наша страна является прекрасным полигоном для отработки выхода на западные рынки. Здесь можно потренироваться на создании дилерской сети, опробовать доставку автомобилей и запчастей. К тому же российские потребители предъявляют к товару зачастую не самые высокие требования.

Дебютантом европейского рынка, вероятнее всего, станет 5-метровый седан, кузов которого разработан специалистами ателье ItalDesign. Выпускается он компанией Shenyang Brilliance Jinbei Automobile на новом заводе, построенном для сборки BMW. Новинка неплохо укомплектована: кондиционер, АБС, подушки безопасности, система курсовой устойчивости, парктроник, полный электропакет, вместительный 550-литровый багажник. Линейка лицензионных двигателей Mitsubishi пока состоит из двух бензиновых моторов объемами 2,0 л (129 л. с.), и 2,4 л (136 л.с). На выбор предлагаются 5-ступенчатая механическая и 4-ступенчатая автоматическая коробки передач. Максимальная скорость — 200 км/ч.

Ожидается, что цена в Германии не превысит 20 тыс. евро. Если качество окажется приемлемым, а работа дилеров не будет вызывать нареканий, то китайский флагман наверняка будет пользоваться спросом.

Американцам тоже предстоит совсем скоро столкнуться с китайскими автомобилями. Генеральный директор корпорации «Цижуй» (Chery) Чжан Линь, заявил о том, что через год в США начнут продавать как минимум пять моделей. За сезон планируется реализовать 250 тысяч машин.

В ближайшее время Министерство коммерции Китая планирует создать государственные базы в районах сосредоточения автомобилестроительных предприятий. Цель этих новообразований состоит в облегчении экспорта автомобилей и комплектующих, сообщил представитель министерства Чжан Цзи. По данным таможни, в 2004 году экспорт автопродукции Китая составил $ 8,16 млрд, увеличившись на 73% по сравнению с предыдущим периодом.

Рост китайского экспорта следует воспринимать крайне серьезно. Эта республика уже доказала свою состоятельность на рынках игрушек, велосипедов, зажигалок и одежды. Конечно, автомобили делать труднее, но не забывайте, что Китай делает и запускает космические ракеты. Тем более, перед глазами стоит успешный опыт соседей-корейцев, научившихся делать неплохие машины за 15 лет. КНР пройдет этот путь быстрее.

А что еще?

Мы не претендуем на полный обзор китайской автотехники, ведь автозаводов в Поднебесной более двух тысяч. И сколько моделей они выпускают, не знают, наверное, сами китайцы. Здесь перечислим лишь то, что продается у нас в России и о чем мы уже писали.

 

2006 Chery Mikado
© Фото: Chery

Chery Mikado
По заявлению дилеров, этот солидный седан бизнес-класса, в «девичестве» Daewoo Magnus, способен составить конкуренцию именитым одноклассникам. Вполне вероятно, так и будет, если учесть, что стоимость этого «бизнесмена» в достаточно богатой комплектации не будет превышать 25 000 долларов. Автомобиль щедро «украшен» современными наворотами (модные многолинзовые фары, поворотники в зеркалах и т. п.) и обилием вставок под дерево в интерьере. Во всем видно желание производителя сделать свой автомобиль намного дороже, чем он есть на самом деле. Покупателю на выбор предлагается два двигателя. Оба лицензионные, от Mitsubishi. Мощность одного 125 л. с., у второго на 4 «лошадки» больше. В обоих вариантах максимальная скорость автомобиля ограничена 190 км/ч.

2005 Dadi (Derways) Shuttle
© Фото: 5 колесо

Dadi Shuttle (Derways)
Фирма Dadi специализируется на выпуске автомобилей, собранных из лицензионных японских агрегатов. Одной из таких компиляций и стал Dadi Shuttle с двигателем, коробкой передач и раздаткой от Mitsubishi Sport, а также рамой, подвеской, редуктором и рулевым от Toyota 4Runner предыдущего поколения. На нашем рынке этот автомобиль представлен компанией Derweys (Черкесск), на стапелях которой налажено его производство (а также таких автомобилей как Derways Aurora, Cowboy и пр.). Несмотря на то, что автомобиль очень схож с Toyota Land Cruiser Prado, ничего общего с ней он не имеет.

2006 Great Wall SUV G5
© Фото: 5 колесо

Great Wall SUV G5
Клон популярного некогда внедорожника Toyota 4Runner. В отличие от известного прародителя, выведен на рынок с существенными упрощениями передней подвески и рулевого управления. Машина может быть как моноприводной, так и полноприводной. Ее отличает сравнительно высокое качество сборки. Автомобиль имеет достаточно большой клиренс, что позволяет без труда передвигаться не только по дорогам, но и по «направлениям». Просторный салон обеспечивает приемлемый уровень комфорта. К недостаткам можно отнести невысокие динамические характеристики, а также слабую пассивную и активную безопасность.

2001 Tianye (Zhongxing) Admiral
© Фото:

Tianye Admiral
По сути, это Great Wall Deer G3, правда, собранный на другом заводе. В отличие от вышеуказанного автомобиля, мощность такого же 2,2-литрового мотора увеличена на 2 л. с., что на динамике автомобиля особенно не сказалось. Отличие номер два касается управления раздаточной коробкой. На Admiral оно ручное, то есть подключение переднего привода осуществляется при помощи дополнительного рычага, а на Great Wall Deer G3 достаточно повернуть ручку, и электрика сама задействует режим полного привода. Однако, учитывая наши условия эксплуатации, это можно отнести скорее к плюсам, нежели к минусам. Серьезным же недостатком является отсутствие на заднем ряду сидений ремней безопасности. К тому же в комплектации Luxury торпедо автомобиля больше напоминает бабушкин комод, чем кокпит современного автомобиля. Стилизация под дерево слишком аляповата.


Источник