Как не убить двигатель летом: что советуют опытные автовладельцы
Если зимой невольно ждешь от автомобиля каких-то капризов – что-то примерзло, разрядилось, хрустнуло и т.п., то летом у водителя наступает «расслабон». В хорошую погоду с машиной ничего серьезного случиться не может – просто потому, что на дворе лето. Однако же дьявол посмеивается и, время от времени, начинает строить свои козни. Предметом его забав, в первую очередь, является двигатель.
Перегрелся
Перегрев в жару удивлять никого не должен: когда ж перегреваться-то, если не сейчас. Основных причин для перегрева – две. Либо захандрила система охлаждения мотора, либо сам мотор занедужил и начал производить больше тепла, чем полагается.
Начнем с системы охлаждения. Проверяем уровень охлаждающей жидкости: если ее мало, то «нечего на зеркало пенять» – надо долить. Только при этом все-таки надо понять, а куда эта жидкость подевалась-то? Если собственных познаний не хватает, едем на сервис – пусть поищут утечки, негерметичности и пр. Другой распространенной причиной перегрева может быть забитый грязью радиатор системы охлаждения – вспомним, хотя бы, тополиный пух. В таком случае радиатор надо промыть – и хорошо, если удастся это сделать без демонтажа, но это не всегда возможно. Обычно мешает теплообменник кондиционера. Еще одна популярная причина – отказ вентилятора системы охлаждения. Тут все просто – в ремонт: проверяем датчик, сам вентилятор и т.п. Кроме того, может капризничать термостат – его обычно просто заменяют. Изредка случаются неисправности насоса охлаждающей жидкости. Например, крыльчатка может «потерять» свои лопасти, или провернуться на валу. Нет циркуляции жидкости – быстрый перегрев. Вердикт – замена.
Что касается перегрева мотора при нормальном состоянии его агрегатов, то, чаще всего, это случается при заправке дрянным бензином с низким октановым числом. Многие владельцы умышленно выбирают АЗС с самыми низкими ценниками, не задумываясь о причинах такой щедрости. Между тем система управления двигателем тут же установит самое позднее зажигание, на какое только способна – температура при этом поползет вверх.
Остался без масла
Каким образом мотор может остаться без масла? Основная причина масложора – повышенный угар. В летнюю жару ухудшается охлаждение мотора, поскольку мотор начинает обдуваться раскаленным воздухом. Масло несколько разжижается, а потому угорает быстрее. Кроме того, не секрет, что летние скорости движения заметно превышают зимние – на запредельных скоростях рост расхода масла неизбежен. В общем, не гоняйте и поглядывайте на приборы. А время от времени не ленитесь проверять уровень масла.
Перегрузили
Если зимой автомобилей с прицепом на дорогах почти не бывает, то летом они попадаются на каждом шагу. Этот везет кирпичи на дачу, тот тащит катер до водной глади, а у этих вообще едет целый автодом. Очевидно, что в таких условиях двигателю приходится работать на максимальных режимах. Но моторы легковых автомобилей, в отличие от грузовиков, инженеры рассчитывают на реальные, гораздо меньшие нагрузки – это не грузовики, которым постоянно приходится таскать полный кузов груза. Понятно, что эксплуатация на пределе возможностей ускоряет их износ, особенно, если какая-то проблема уже намечалась. Может, к примеру, образоваться задир на стенке цилиндров – привет, капремонт. В общем, не издевайтесь над автомобильчиком, заставляя его работать в условиях, для которых он не создан.
Наглотался
Речь, понятное дело, о гидроударах – они случаются не в страшилках, а в повседневности. Летом во многих регионах случаются наводнения, а огромные лужи на дорогах – вообще обычное дело. И если водитель по неопытности или по глупости попробует проскочить глубокую лужу на скорости, то в воздухозаборник двигателя запросто может попасть порция воды. Угодив в цилиндры двигателя, она лишний раз продемонстрирует свою несжимаемость. Поршень, идя к верхней мертвой точке, безуспешно попытается ее сжать – при этом произойдет поломка поршня или шатуна. Это – капремонт или замена мотора.
Запылился
Автопутешественники, отправившиеся в степные края, неизбежно столкнутся с огромным количеством пыли. Очищать от нее воздух, поступающий в двигатель, призван воздушный фильтр. Но он очень быстро наглотается пыли и, фактически, перестанет работать. Мало того, при предельном загрязнении, возможен прорыв фильтрующей шторы – вся грязь в момент окажется в моторе. В общем, в таких условиях надо возить с собой запасной фильтр – в конце концов, это обычный расходник.
Турбопроблемы
Если после интенсивного движения по автобану остановить двигатель, то масляный насос мотора перестанет подавать смазку на подшипники турбокомпрессора, а ротор еще будет вращаться по инерции с частотой в десятки тысяч оборотов. Возможен задир подшипников. Профилактика проста – дайте поработать мотору минутку другую после интенсивной езды, прежде чем глушить двигатель.