История внедорожников и полноприводных «Лад»

Глядя на внедорожные модификации привычных городских автомобилей, таких как Skoda Octavia Scout, например, или Audi A6 Allroad QuattroЗадумываешься о том, почему отечественный автопром не создает модификации «Лады» с повышенной проходимостью? Ведь дороги в России часто оставляют желать лучшего, а за пределами города без внедорожных качеств автомобиля не обойтись.
В действительности «вездеходные» версии неоднократно реализовывались нашими инженерами в опытных образцах. Началось всё еще в конце восьмидесятых, когда спортсмены покоряли бездорожье на полноприводных самодельных гибридах с кузовами от «Самар» и узлами, частично заимствованными у «Нивы».
Первым автомобилем с повышенной проходимостью стал «Тарзан», выпущенный в 1996 году совместными усилиями АвтоВАЗа, компании «Лада-Контур» и фирмы «DeCon». Этот уникальный автомобиль на стальной раме сочетал кузов от… ВАЗ-2108 и полноприводную трансмиссию от «НивыПодвеска автомобиля была независимой как спереди, так и сзади. Под капотом размещён 1,7-литровый двигатель мощностью 80 лошадиных сил. Внешний вид машины оказался спорным. Вскоре появились подобные по техническим характеристикам авто, взявшие кузова у других моделей. ВАЗ-2109, ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112Выпустили несколько сот «Тарзанов».

В 1996 году компания «Металлик-Квадро» разрабатывала другой полноприводный ВАЗ. Идея заключалась в скрещивании кузова «Самары» с агрегатами от… Volkswagen Golf Syncro Второе поколение. Необычный образец с раздаткой, задним редуктором и задней подвеской от Volkswagen и карданной передачей от ВАЗа отличался обликом модели. 21099 Новинка получила имя в честь римской богини победы — Виктории. Главным недостатком новинки являлась цена в районе двадцати тысяч долларов США, что составляло в два раза больше стоимости базовой версии.

К концу девяностых на АвтоВАЗе снова стали разрабатывать внедорожные версии автомобилей. В 1999 году вышел автомобиль, практически не отличавшийся по внешнему виду от базовой модели. ВАЗ-2111 Высота увеличилась на пару сантиметров, но конструкцию кардинально переработали. Подвеску и полную трансмиссию позаимствовали у «гольфа», но раздатку изготовили собственной конструкции. Постепенно отказались от импортных деталей — задний редуктор и подвеска стали отечественными, а вот вискомуфту GNK всё ещё заказывал из-за рубежа. Прототипы ВАЗ-2111 с полным приводом часто показывали на выставках. АвтоВАЗ планировал начать мелкосерийный выпуск модели по цене около 8500 долларов, но этого не удалось сделать.

На Московском автосалоне 2007 года дебютировала Lada Kalina 4WD с подвеской на треугольных рычагах спереди и двухрычажкой сзади, увеличенным на 15 мм клиренсом, приводом на четыре колеса и 1,8-литровым мотором мощностью 100 лошадиных сил. В остальном это была обычная «Калина», но доработки оказались настолько дорогими, что руководство отказалось от её серийного производства.

Бывший инженер ВАЗа Юрий Костюкович создал необычную машину: двухмоторную полноприводную «Калину». Вместо задних сидений стандартного пятидверного хэтчбека поставил дополнительный двигатель объёмом 1,4 литра с коробкой передач. Второй мотор передает крутящий момент на задние колеса, обеспечивая постоянный полный привод. Общая мощность машины составляет 178 лошадиных сил.

Тольяттинская компания «Торгмаш» разработала хэтчбек Lada Kalina TMS 4WD Turbo. Автомобиль оснащен турбированным двигателем ВАЗ объемом 1,6 литра, полноприводной трансмиссией, созданной на базе узлов и агрегатов Toyota Celica и Toyota RAV4, оригинальной задней подвеской, доработанным рулевым управлением и тормозной системой.

Несколько лет тому назад наступила пора модели… Лада Калина КроссВ Тольятти решили, что для «внедорожной» версии не нужен полный привод, главное — увеличить дорожный просвет. Самые смелые прототипы подняли почти на шесть сантиметров по сравнению с обычной «Калиной». Разработка проекта проходила долго, в какой-то момент остановилась, но в 2013 году снова началась полным ходом. В итоге создали модификацию для серийного выпуска. Доработки были минимальными, поэтому приобрести «Ладу Калину Кросс» можно уже за 409 000 рублей.

Также стоит упомянуть машину под названием «Богдан-2111 Кросс». Завод «Богдан», расположенный в Украине, собирал лицензионные копии «Лада» и множество других автомобилей. «Кросс» отличается от стандартного… Богдана-2111Автомобиль получил увеличенный клиренс на 20 и 30 мм спереди и сзади соответственно, а также новый обвес, окрашенный в цвет кузова. За эти доработки приходилось бы заплатить менее 30 тысяч рублей. Проект был закрыт, выпущено было лишь несколько образцов.