ХАДИ-13: первый электрокар СССР с рекордным показателем

ХАДИ-13: рекордный электрокар из СССР

История началась в Харьковском автомобильно-дорожном институте, где создали специальную лабораторию экспериментального машиностроения. В ней делали автомобили для установления новых рекордов скорости. Из мастерской ХАДИ выезжали такие машины, как «Харьков-3», первый в СССР достигший рубежа 200 километров в час в 1951 году, «Харьков-6», разгонившийся до 280,156 километров в час в 1953 году на километровой трассе, «Харьков-Л2» с 750-кубовым 100-сильным мотором, развивший в августе 1963 года 286,169 км/ч на озере Баскунчак, газотурбинный ХАДИ-7 1966 года с максимальной скоростью 350 километров в час. Следующим проектом лаборатории стал ХАДИ-13эМ, отличавшийся от предыдущих электромотором. Разработку электрического спорткара поручили группе студентов в качестве темы коллективного дипломного проекта. Группу возглавлял Владимир Константинович Никитин – известный конструктор и заслуженный мастер спорта СССР.

ХАДИ-13эМ был создан на базе гоночного реактивного автомобиля ХАДИ-9, предназначенного для установления мирового рекорда скорости. Согласно документации, расчетная скорость машины составляла 1200 километров в час. В конструкции использовался турбореактивный двигатель РД-9БФ с истребителя МиГ-19. Шины заменили на металлические диски, а пневматическая тормозная система дополнена тормозным парашютом. В СССР не нашлось трассы, способной раскрыть потенциал ХАДИ-9. Тестирование проводилось на озере Баскунчак, где машина достигла скорости 800 км/ч. Там же автомобиль появился в художественном фильме «Скорость» в роли суперкара «Игла-02 SR». Вернувшись в Харьков, ХАДИ-9 быстро разрушился из-за коррозии, вызванной соляным раствором с поверхности Баскунчака.

ХАДИ-9 получил новую жизнь в качестве электромобиля. Кузов автомобиля сстреловидной формы, разработанный преподавателем М. Шапошниковым, обеспечивал хорошие аэродинамические характеристики. Кузов изготовлен из стеклопластика для снижения веса машины, который составлял всего 350 килограммов в снаряжённом виде. Каждое колесо получило независимую подвеску. Электродвигатель мощностью 10 киловатт (13,4 лошадиные силы) установлен в задней части кузова, источником тока служили 10 серебряно-цинковых батарей. В сентябре 1977 года прошли тестовые заезды. Испытания принесли два всесоюзных рекорда для электромобилей в весовой категории до 500 килограммов: на километровой дистанции со стартом с хода автомобиль развил 161,5 километра в час; на той же трассе со стартом с места – 115,8 километра в час. Эти рекорды не были побиты до настоящего времени. Сотрудники Харьковского института не сообщали о дальнейшей судьбе проекта, но известно точно: ХАДИ-13эМ и сегодня остаётся самым быстрым лёгким электромобилем.