Грандиозная афера века: что нам врут про электромобили
Сегодня, казалось бы, будущее автопрома определено: оно электрическое. Не нужно думать, пустится мотор или нет, не надо подбирать ему какие-то масла и охлаждающие жидкости, без работы останутся каталитические нейтрализаторы – в общем, все классно. Однако же скептики не дремлют – и, конечно же, активно доказывают, что все эти плюсы, на самом деле – череда минусов.
Главный аргумент сторонников электромобилей в том, что «электрички» не сжигают топливо, а значит и не загрязняют окружающую среду. Но, на самом деле, это не так! Ведь электричество тоже где-то нужно взять, а производится оно в основном на сжигающих мазут или уголь электростанциях. То есть по факту мы имеем не устранение проблемы с загрязнением воздуха, а перенос ее в другое место. При этом по мере роста мирового парка электромобилей, вырастет и потребление электричества, а значит вырастут и реальные «выхлопы», которые будут создавать тепловые электростанции.
Помимо того, что ТЭС сжигают ископаемое топливо, им также нужна вода – и очень много. По расчётам международного энергетического агентства, в связи с увеличением мощностей электростанций, к 2035 году водных запасов будет расходоваться в два раза больше.
Решение проблемы, казалось бы, очевидно: надо, чтобы вместо ТЭС электричество вырабатывал кто-то еще. А это – либо атомные электростанции, либо альтернативная энергетика. После Фукусимы АЭС народ побаивается – мало ли, чего там случится… А альтернативных источников, в общем-то, и нет – где они? Ветряки? Приливные электростанции? Солнечные батареи? Это все игрушки – для реальных потребностей их не хватит. И даже развитие гидроэнергетики ставит «зеленых» в тупик, так как для этого требуется строить дамбы, затапливать огромные пространства, нарушая экологию и вынуждая местных жителей переселяться в другие места.
Также нам нагло врут про высокий КПД электрокаров. Мол, электричество превращается в механическую энергию с меньшими потерями, чем при производстве лошадиных сил и ньютон-метров из углеводородов непосредственно в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания. Да, на бумаге действительно КПД электромотора выше, чем у ДВС. Но если посмотреть на полный путь передачи энергии от электростанции до аккумулятора электромобиля и учесть все потери, которые в среднем составляют 20% (в старых и изношенных сетях, а также при большом удалении точки зарядки электромобиля от электростанции, этот показатель еще выше), мы получим совсем другую картину. И это только потери при передаче! А ведь большинство ТЭС также имеют невысокий КПД преобразования тепловой энергии в электричество – он даже ниже, чем у современного ДВС. Ну и вишенкой на торте станет осознание того факта, что в случае с электромобилем мы попросту получаем удлинение цепочки превращения ископаемого топлива в механическую энергию, где появляются лишние звенья в виде линий электропередач, трансформаторов, зарядной станции, аккумулятора и электромотора.
Но и это еще не всё! Предприятия, занимающиеся производством аккумуляторных батарей, выделяют намного большее количество токсинов, чем обыкновенные автомобильные производства. Выбросы парниковых газов при этом также возрастают. А, поскольку батареи служат в электромобилях лет пять-семь максимум, а затем требуют замены, то куда их потом девать? На помойку их не выбросишь – земля будет заражена на долгие годы. Вторичная переработка? Для извлечения металлов из аккумуляторов потребуется на порядок больше энергетических ресурсов, чем для их изготовления. Это неизбежно влечёт за собой повышение количества выбросов ТЭС. Наиболее простой способ избавиться от старых батарей – это сжигать их в специальных печах. Но разве про это нам говорят апологеты «зеленых» технологий?
А ведь электромобили наносят вред экологии не только в процессе изготовления и утилизации аккумуляторов. Повышенная масса «электричек» (а это факт от которого никуда не денешься) приводит к более быстрому истиранию покрышек, а также к повышенному износу дорожного полотна. При этом микрочастицы резины и асфальта проникают в почву и организм человека при дыхании и наносят вред сердечно-сосудистой системе. Ущерб для здоровья от этого, как утверждают скептики, ещё больший, чем от выхлопных газов.
Таким образом, в электромобилизации есть множество проблем, которые власти и автопроизводители почему-то замалчивают. Коротко еще раз пробежимся по ним. Тепловые электростанции, как наиболее массовый и дешевый источник энергии, загрязняют воздух, но при этом имеют невысокий КПД, а значительная часть вырабатываемого ими электричества просто «испаряется» в проводах и трансформаторах. Производство электромобилей является вредным само по себе. Особенно велики сложности с производством и утилизацией батарей. При этом тяжелые электромобили засоряют атмосферу продуктами износа шин и дорожного полотна сильнее машин с ДВС.
Хотя оптимисты с усмешкой укажут, что основное загрязнение атмосферы сегодня идет не от транспорта, а от естественных причин типа пожаров, извержений вулканов и, скажем так, процессов жизнедеятельности животного мира. Они же напомнят, что еще лет десять назад нас пугали опустошением мировых запасов нефти, а сейчас эта тема потихоньку сошла «на нет». Поэтому хоронить ДВС пока рано, особенно в России – с ее огромными расстояниями и наличием дешевого газа, который может стать (а во многих регионах уже стал) альтернативой бензину.