Гоночный КАМАЗ К5: как новый грузовик прошел первое боевое крещение
Одиннадцатое издание ралли-рейда «Шелковый путь» было самым необычным по всем статьям: и по протяженности, и по ситуациям в турнирной таблице, и по необходимости быстро принимать организационные решения. Своеобразным срезом всего того, чем от предшественников отличался «Шелковый путь – 2021» стал грузовой зачет гонки.
В стартовой ведомости зачета грузовиков ралли-рейда «Шелковый путь – 2021» значилось 16 экипажей, семь (!) из которых представляли грузовики команды «КАМАЗ-мастер». Вот уж действительно «Синяя армада»! В составе команды из Набережных Челнов как известные гонщики, побеждавшие и на «Дакаре» и на трассах «Шелкового пути», так и дебютанты столь ответственного старта:
Экипаж |
Пилот |
Штурман |
Механик |
№ 500 | Антон Шибалов | Дмитрий Никитин | Иван Татаринов |
№ 501 | Дмитрий Сотников | Руслан Ахмадеев | Ильгиз Ахметзянов |
№ 504 | Эдуард Николаев | Евгений Яковлев | Искандэр Романов |
№ 505 | Айрат Мардеев | Дмитрий Свистунов | Вадим Ахметов |
№ 507 | Андрей Каргинов | Андрей Мокеев | Иван Мальков |
№ 508 | Сергей Куприянов | Александр Куприянов | Сергей Кренев |
№ 513 | Богдан Каримов | Альберт Арсланов | Владимир Рыбаков |
Интересен был не только состав команды. Экипаж Дмитрия Сотникова выводил на трассу новый грузовик семейства К5 — КАМАЗ-435091, официальная презентация которого прошла меньше чем за неделю до старта и который строился с учетом проекта нового технического регламента FIA. Что касается соперников, то, конечно же, главными оппонентами «КАМАЗ-мастер» были экипажи команды «МАЗ-СПОРТавто» во главе с Сергеем Вязовичем, выступавшим на грузовике МАЗ-6440RR капотной компоновки. Из представителей дальнего зарубежья перчатку «камазовцам» мог бросить выступающий на Renault Мартин ван ден Бринк, но, положа руку на сердце, вероятность такой дуэли в борьбе за победу в гонке была небольшой.
Технические характеристики КАМАЗ-435091 |
|
Габариты | 6900х3300х2250 мм |
Снаряженная масса | 8600 кг |
Полная масса | 10 200 кг |
Объем топливного бака | 950 л |
Двигатель | Рядный, 6‑цилиндровый, дизельный, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением объемом 12,5 л |
Трансмиссия | автоматическая |
Колеса | шины Goodyear OFFROAD ORT 375/90R22,5, алюминиевые колесные диски с системой регулирования давления в шинах |
Максимальная скорость | 165 км/ч (на гонке электронное ограничение до 145 км/ч) |
ПАРТНЕРЫ В ПОМОЩЬ
Только лучшее — именно так подходят к выбору технических партнеров в команде «КАМАЗ-мастер». Такое решение очевидно: отказ любой детали или агрегата способен свести на нет весь процесс подготовки к гонке, требующий серьезных затрат. В том числе и затрат материальных. Примером плодотворного партнерства может служить сотрудничество «КАМАЗ-мастер» и компании VARTA, аккумуляторные батареи которой команда использует на своих грузовиках. Помимо высоких эксплуатационных характеристик аккумуляторы должны обладать прочностью и стойкостью к вибрационным нагрузкам. Батареи VARTA полностью соответствуют жестким требованиям гонщиков, поэтому совместная работа и продолжается уже более трех лет. Вот что об этом говорит начальник отдела электрики и электроники НП «КАМАЗ-Автоспорт» Евгений Дежкин: «Марка VARTA является нашим партнером с 2018 года, и ее продукция прошла полноценную проверку и «Дакаром», и ралли-рейдом «Шелковый путь». Очень важно, чтобы в случае разгерметизации из аккумулятора не вытек электролит, который может повредить детали автомобиля. Именно поэтому мы используем аккумуляторы VARTA с технологией AGM, которые не содержат жидкой фракции электролита. При этом хочу заметить, что на гоночных грузовиках мы используем серийные аккумуляторы. И этот продукт имеет очень большой запас прочности». Отдельная история в любой автоспортивной дисциплине — шины, от которых в большой степени зависят как результат, так и безопасность. С 2019 года команда «КАМАЗ-мастер» на своих гоночных грузовиках использует шины Goodyear модели OFFROAD ORT размерностью 375/90R22,5.
Главным экспертом по шинам в команде является Эдуард Николаев: «Шины в ралли-рейде действительно являются очень важной составляющей. И это своеобразная лотерея. По регламенту в грузовом зачете мы должны использовать коммерческий продукт — это значит, что на наших спортивных грузовиках установлены обычные «гражданские» шины. Проблема в том, что шины должны быть не только стойкими к порезам и повреждениям, но выдерживать нестандартные условия эксплуатации. В ходе гонки, исходя из дорожных условий, пилоту и механику приходится постоянно корректировать давление в шинах. Но процесс подкачки шин не взрывной, для него требуется время, поэтому зачастую нам приходится двигаться на высокой скорости с шинами с низким давлением. А это может привести к их перегреву и разрушению структуры покрышки. Еще в 2018 году в условиях «Дакара» я испытал шины Goodyear, после чего их на вооружение приняла вся команда». Излишне говорить о том, насколько важна надежность шин в спортивной составляющей — даже в ралли-рейдах соперничество нередко изменяется секундами, а на замену пробитой шины на грузовике уходит пара десятков минут…
БЕЗ ПРАВА НА ОШИБКУ
Как правило, в новой конструкции избежать «детских болезней» редко удается. С новым грузовиком команды «КАМАЗ-мастер» все было иначе. Правда, и весь его потенциал в рамках «Шелкового пути – 2021» раскрыть вряд ли удалось. Во-первых, из-за эпидемиологических проблем на территории Монголии был сокращен маршрут гонки. Во-вторых, новинка требовала привыкания и атаковать в полную силу Дмитрию Сотникову было нецелесообразно. Тем не менее, буквально с места в карьер экипаж Дмитрия побеждает на первом же спецучастке. Во, что об этом рассказывал сам Сотников: «Немного сдержанно проехали дистанцию. Пока привыкаем к новой машине, к ее поведению. Она ведет себя иначе чем мой предыдущий грузовик, здесь другая острота…». Тем не менее, уже с первого спецучастка экипаж под номером 501 захватил лидерство в гонке, а на следующий день его упрочил. «Первые 50 километров была дорога, напоминавшая трассу классического ралли, а потом трасса ушла в лес, где изобиловала многочисленными буграми и ямами. Старались ехать в своем режиме, сохранять максимум контакта с дорогой, — рассказывал Дмитрий на финише второго спецучастка. — Под конец спецучастка началась грязь с глубокой колеей — было страшно за журналистов и зрителей, в большом количестве стоявших вдоль трассы. Пришлось сбавить скорость, так как машину в таких условиях кидало из стороны в сторону и ее трудно было удерживать. Думаю, что организаторы внесут поправки по безопасности. Мы получаем новую информацию о машине, вкатываемся все больше и больше. Теперь уже едем увереннее». На счету экипажа Сотникова два выигранных спецучастка, но отрывы минимальные: около пяти минут лидеру уступает экипаж Сергея Вязовича из «МАЗ-СПОРТавто», далее — Антон Шибалов, Эдуард Николаев, Айрат Мардеев… Мартин ван ден Бринк, занимающий седьмое место, проигрывает Сотникову уже 15 с половиной минут.
На следующем спецучастке экипаж Сотникова финиширует лишь на пятой позиции и разрывы в генеральной классификации становятся минимальными. Ситуация, при которой и рисковать нельзя, и соперники на позиции атаки. Тем не менее, благодаря грамотной тактике Дмитрий Сотников в третий раз побеждает на спецучастках ралли-рейда и продолжает лидировать в таблице грузового зачета.
РЕКОРД ДМИТРИЯ СОТНИКОВА
Третий этап ралли-рейда, тот самый, на котором экипаж Дмитрия Сотникова показал лишь пятый результат, как это не парадоксально, стал во многом определяющим — накануне стало известно о том, что гонки на территории Монголии не будет и сроки проведения «Шелкового пути», как и его маршрут, существенно сокращаются. А это значит, что времени на тактическую борьбу практически не остается. «Конечно, мы расстроены из-за отмены участков в Монголии — были обещаны длинные интересные спецучастки, мы настроились на борьбу, хотелось попробовать машину на всех типах покрытия, особенно в песке… Но безопасность превыше всего, и я поддерживаю организаторов. В мире сейчас все живут в непонятной ситуации и хорошо, что ралли вообще состоялось», — отмечал Дмитрий Сотников. А если вернуться к четвертому, предпоследнему этапу «Шелкового пути», то по его завершению таблица грузового зачета выглядела следующим образом. Ближайшими соперниками Дмитрия Сотникова были экипаж Сергея Вязовича из «МАЗ-СПОРТавто» и товарищи Дмитрия по команде «КАМАЗ-мастер» Антон Шибалов, Дмитрий Никитин и Иван Татаринов, а разница между первой и третьей позицией составляла шесть с половиной минут. Решающая схватка состоялась на заключительном спецучастке. И если Дмитрию Сотникову, Руслану Ахмадееву и Ильгизу Ахметзянову нужно было постараться избежать излишнего риска и четко контролировать ситуацию, то за второе место на подиуме разгорелась нешуточная борьба. Победителем из нее вышли представители «МАЗ-СПОРТавто»: Сергей Вязович, Павел Гаранин и Антон Запорощенко, показавшие лучший результат на спецучастке и ставшие серебряными призерами ралли-рейда «Шелковый путь – 2021». А Дмитрий Сотников, который в этом году уже отметился победой на «Дакаре», стал обладателем уникального рекорда — он в третий раз победил на ралли-рейде «Шелковый путь». И этот результат он показал, стартуя на совершенно новом грузовике, сборка которого была завершена буквально перед стартом гонки.