ГИБДД зашла в тупик: почему камеры не смогут штрафовать за опасное вождение
Камера фото- видеофиксации нарушений хороша для государства уже тем, что нарушителю спорить с ней бесполезно. Она тупо фиксирует нарушение сообразно своим способностям и фактически выносит свой вердикт (нужна лишь резолюция человека в погонах). Оспорить его можно, но гораздо проще оплатить полученную бумажку и не мотать себе нервы. К тому же за допущенные ошибки, надо полагать, ответственности никто не несет, а потому даже «мелкая месть» не удастся.
Сегодня камеры расширяют перечень своих талантов. Кое-где они уже начали фиксировать негорящие фары ближнего света и неработающие ходовые огни. Любопытно, что МВД избегает однозначного ответа на сей счет, намекая на то, что подобная практика не осуществляется. Однако в Нижегородской области оформление таких штрафов всё же имеет место: первые нарушители делятся информацией в соцсетях. И это объяснимо: регионы, как правило, самостоятельно внедряют новые виды фиксации — согласования с центром им не нужны. Закупать новые дорожные комплексы для фиксации таких нарушений не потребуется – в большинстве камер достаточно перепрошивки. Разработчики поясняют, что днём точность фиксации будет ниже, так как определять работу световых приборов при ярком солнечном свете (и на распространенных серебристых машинах) сложнее. Поэтому все сомнительные материалы электроника должна отбраковывать.
Вопрос о правомерности наказания, надо полагать, обсуждаться не будет – с ним все ясно. Статья 12.20 КоАП предусматривает за это нарушение штраф в 500 рублей или предупреждение. Вряд ли камеры начнут выносить нарушителям предупреждения, поэтому придется раскошеливаться. Что касается таких нюансов как движение с неработающей светотехникой к месту ремонта, то объяснить это камере будет невозможно. Как и оспорить – ну, как доказать, что ты действительно ехал именно на ремонт? Однако в целом задумка полезная: даже в темное время суток отдельные умники почему-то разъезжают «без лампочек». Пусть их за это накажут.
Куда более сложная задача – распознать несоблюдение дистанции и «опасное вождение». За первое штрафуют на 1500 рублей, за второе обещают брать по 5000 рублей. Однако, что называть несоблюдением дистанции, камера толком не знает. В лучшем случае она начнет выдавать нарезку кадров, чтобы «наверху» разобрались. Не верится, что «наверху» начнут пристально изучать каждый случай: времени не хватит. Да и желания тоже.
Как фиксировать опасную езду? По словам разработчиков, расклад примерно такой: нейросеть должна выделять машину, скорость которой выше, чем у потока. Если она на полном ходу начнет «поддавливать» автомобиль, едущий перед ним, сокращая дистанцию до минимума, то такой маневр будет признан опасным. Впрочем, юристы уже сомневаются, что такое «выдавливание» нельзя будет оспорить в суде. Если произошло ДТП – дело другое, а пока его нет – есть повод для затягивания разбирательства. А с учетом того, что опасное вождение не ограничивается такими действиями, а ответственность за него ни при каком раскладе не прописана, нет особого смысла в привлечении к этим вопросам камер. К тому же чисто технически реализовать такое наблюдение очень тяжело: необходимы длинные зоны контроля, которых сегодня, в общем-то, нет.
Думается, что разговоры про фиксацию опасного вождения потихоньку сойдут на нет. Само понятие, честно говоря, представляется надуманным, потому что не содержит в себе абсолютно ничего нового: все охваченные этим термином опасности присутствовали и в старых редакциях ПДД. Поэтому, скорее всего, камеры научат определять какие-нибудь нарушения полегче: например – за негабаритные грузы или за предметы, ограничивающие обзор с водительского места. Это нейросеть освоит без особых проблем.
К этому и будем морально готовиться. И материально тоже.