Газ-52/53 признан лучшим советским грузовиком в 2025 году


За это стоит выразить признательность руководству компании, которое в 1990-х годах смогло оперативно адаптироваться к новым условиям и выпустить знаменитый автомобиль «Газель». Кроме того, были обновлены и среднетоннажные грузовики.

Изображение: img.freepik.com

Грузовики ГАЗ любят за простоту конструкции, доступную стоимость, возможность перевозить больше, чем заявлено в технической документации. Хотя, это не рекомендуется производителем, но запас прочности, особенно у среднетоннажников, впечатляет.


В последние годы значительно возросла надёжность продукции. Горьковский автозавод вынужден конкурировать с китайскими компаниями, которые делают акцент на дизайне.

Сегодня редакция автопортала autotry.ru расскажет про самый массовый грузовик ГАЗ. Это модель 52/53. Такие машины до сих пор попадаются на дорогах, правда, в основном в сельской местности. Заодно наши читатели узнают, почему ГАЗ 52/53 даже в 2025 году актуален и может рекомендоваться к покупке.

Предпосылки к появлению


К концу 1950-х годов специалисты Горьковского автомобильного завода осознали, что
ГАЗ-51 уже устарел. Это была замечательная машина, но лишь для своего послевоенного времени. Тогда стране срочно требовались дешевые в производстве среднетоннажники.


К концу 1950-х годов возникла необходимость в новой модели грузового автомобиля, отличающейся более высокой скоростью и лучшим уровнем комфорта. Кроме того, внешний вид ГАЗ-51 уже не отвечал требованиям времени. Разработка нового автомобиля велась с учетом конкретных задач – осуществления поездок на небольшие расстояния по городу, в пригород и в сельскую местность.


Грузоподъемность осталась без изменений и составила 2,5 тонны. Помимо обновленного внешнего вида, ГАЗ-52 должен был обладать улучшенной проходимостью, маневренностью и более комфортной ездой.


Первый опытный грузовик был создан инженерами ещё в 1954 году. В то время он не носил название ГАЗ-52, но отличался новой кабиной. Однако эта модель не была запущена в производство, поскольку её не одобрило Министерство автомобильного транспорта. Основным недостатком стало сохранение прежней скорости, аналогичной ГАЗ-51 – 70 км/ч.


Разработку нового двигателя для грузовика сразу отложили. Для увеличения мощности в систему питания двигателя интегрировали карбюратор, изначально предназначенный для легкового автомобиля ЗИМ. Это позволило добиться желаемого эффекта, однако привело к увеличению расхода бензина и необходимости использования более качественного топлива. Подобное решение оказалось нецелесообразным, несмотря на распространенное мнение о том, что в Советском Союзе в то время не уделяли особого внимания расходу топлива.


После того, как ГАЗ отказался от поддержки Министерства автомобильной промышленности, конструкторы приняли решение о разработке альтернативного решения – новой версии двигателя. Ключевой особенностью этой разработки стало использование системы форкамерно-факельного зажигания. Благодаря этому удалось повысить мощность на 15 лошадиных сил, не изменив при этом прежний расход топлива и требования к используемому бензину.


В результате новый двигатель внутреннего сгорания оказался излишне сложным, что повлекло за собой увеличение производственных затрат. Поэтому было принято решение использовать мотор от ГАЗ-51А, увеличив его мощность на 5 л. с. В итоге на ГАЗ-52 планировалось устанавливать шестицилиндровые двигатели объёмом 3,5 литра.

Появление ГАЗ-53


Завод ГАЗ постоянно конкурировал с ЗиЛ. Обычно именно это предприятие занимало лидирующие позиции. Грузовые автомобили ЗиЛ отличались большей мощностью, а легковые – более высоким уровнем комфорта. Горьковский автозавод делал ставку на большие объемы производства, однако неприятное впечатление всё равно оставалось. Поэтому руководство приняло решение
ГАЗ-52 с грузоподъёмностью, увеличенной с 2,5 до 4 тонн.


По этой причине были созданы опытные образцы ГАЗ-52Г. Однако, они не были запущены в производство, поскольку не соответствовали требованиям испытаний. Основной причиной стало недостаточное усилие двигателя, что негативно сказалось на скорости. Кроме того, рама не рассчитана на нагрузку в 4 тонны, особенно при эксплуатации на дорогах с плохим покрытием.


Поняло, что требуется новая модель. В результате этого и возникла
ГАЗ-53, который отличается усиленной рамой, усовершенствованной подвеской, обновленной трансмиссией и новой комплектацией шин.


Производство грузовика было начато в 1961 году, однако двигатель ЗМЗ-53 был установлен на него лишь с 1964 года. Это двигатель V8, объем которого составляет 4,25 литра, а мощность – 115 л.с.


Предполагалось, что от ГАЗ-52 откажутся после начала производства ГАЗ-53. Это было связано с тем, что существующие модели с индексами 51А, 53Ф и 53А имели грузоподъемность 2,5; 3 и 4 тонны соответственно, что делало ГАЗ-52 излишним.


Поскольку шестицилиндрового двигателя для трёхтонного ГАЗ-53Ф оказалось недостаточно, а замену морально устаревшему ГАЗ-51А требовалось осуществить, модель с индексом 52 получила свое место.

Доработки семейства


Сначала определимся с цветовой гаммой ГАЗ-52/53. В настоящее время принято считать, что большинство кабин окрашивались в голубой цвет. Только незначительные партии автомобилей, предназначенные для нужд армии, имели тёмно-оливковый цвет. На самом деле, голубая окраска кабин стала применяться только с 1978 года. Это было связано с процессом демилитаризации общества и стремлением представить страну в ином свете для иностранных наблюдателей.


Начиная с 1961 года, когда были выпущены первые ГАЗ-53, автомобили постоянно совершенствовались. В связи с этим, даже у грузовиков из разных производственных партий, выпущенных в один и тот же месяц, могли наблюдаться незначительные технические различия.


Впервые внешние изменения ГАЗ-52/53 произошли лишь в 1978 году, когда на крышах новых грузовиков стали делать выштамповку.


В 1983 году была проведена первая значительная модернизация, направленная на существенное разделение модельных рядов 52 и 53. Это, вероятно, было вызвано стремлением руководства Горьковского автомобильного завода сохранить все существующие варианты исполнения.


Начиная с 1983 года, автомобили ГАЗ-53 получили улучшенные характеристики благодаря повышению мощности и усилению конструкции. Моторное пространство было модернизировано, а отдельные компоненты и узлы – усилены для увеличения грузоподъемности.


Для ГАЗ-52 сложилась иная картина. С целью предотвращения перегрузки транспортных средств, им устанавливали задние мосты, позаимствованные у ГАЗ-51А.


В 1984 году среднетоннажные грузовики прошли внешнюю модернизацию. Все модели получили обновлённый дизайн и упрощённые бамперы. Спустя два года грузовики были оснащены более крупными боковыми зеркалами. На ГАЗ-53 в это же время начали устанавливать новую оптику.


Производство ГАЗ-52 с короткой базой было прекращено в 1989 году. В условиях меняющейся экономики и стремлении заводов к самоокупаемости, поддержание широкого ассортимента продукции стало нецелесообразным.


В 1993 году производство автомобилей ГАЗ-52/53 было прекращено. Модель ГАЗ-53 сменил ГАЗ-3306, однако этот автомобиль пробыл на линии всего три года. Зато ГАЗ-3307/09, который стал преемником ГАЗ-53, собирали до 2020 года.

Вывод


В чём заключаются преимущества ГАЗ-52/53 в 2025 году? Этот грузовик может быть полезен в частном хозяйстве или на ферме. Безусловно, бензиновые двигатели не отличаются высокой топливной экономичностью, однако для нечастых и коротких поездок он станет отличным вариантом.


Основное преимущество ГАЗ-52/53 заключается в его доступной цене, а также возможности ремонта практически в любом автосервисе, располагая минимальным набором инструментов и содействием помощника. К тому же, двигатели для ГАЗ-53 продолжают выпускаться и могут быть установлены на ГАЗ-52 без каких-либо трудностей.

Справка

ГАЗ-52 — советский среднетоннажный грузовой автомобиль грузоподъёмностью 2,5 т.

Ранее мы писали про недорогие грузовики для грязи: ГАЗ, ЗиЛ и Урал.