«Формула-1». Как бизнес-проект

«Формула-1». Как бизнес-проект

Сравнение структуры «Формулы-1» с айсбергом, где пилот находится на вершине, преуменьшает сложность взаимосвязей в этой системе.

Виталий Петров

© Фото: Lotus Renault GP

Гран-при Италии стало для многих российских болельщиков «Формулы-1» настоящим разочарованием. Автомобиль Виталия Петрова, показавшего хороший результат в квалификации, был выбит болидом Витантонио Лиуцци в первом же повороте. «Я смотрела старт гонки вместе с владельцем команды Lotus Renault Жераром Лопесом и Берни Экклстоуном,— рассказывает менеджер Виталия Петрова Оксана Косаченко. — Сердце у меня екнуло — неуправляемый автомобиль Лиуцци летел именно в то место пелетона, где в этот момент должен был находиться Виталий. Последствия аварии мы смогли оценить раньше, чем сами гонщики: Петров и Росберг, также “попавший под раздачу”, еще пытались рулить разрушенными автомобилями… Момент был чрезвычайно эмоциональный: Жерар так стиснул пластиковую бутылку с минералкой, что вода брызнула во все стороны. А Берни спокойно обернулся к нам и поинтересовался: “А кто это там такой?”».

Важность результатов для одних определялась конкретными командами, для других — общим смыслом: шоу должно продолжаться. У каждого своя стратегия. Гонка на трассе Монца вызывала особенные надежды у Lotus Renault GP. Аэродинамические обновления, подготовленные за время каникул, уже в Бельгии продемонстрировали свою эффективность, тактические планы тоже казались удачными (что подтвердилось с Бруно Сенной). Команда работала отлично, но результат измерялся лишь двумя очками, заработанными Бруно Сенной.

Виталий Петров

© Фото: Lotus Renault GP

Все, участвующие в жизни команды, готовы к трудностям, похожим на те, что произошли на Гран-при Италии. Но только если это единичный случай в общем ходе работы. У Lotus Renault GP положение сложнее. «Можно понять недоумение спонсоров, которые тратят много денег, но не видят существенных результатов, — говорит Оксана Косаченко. — Если говорить о том, что у нас нет автомобиля, как у Red Bull, то возникает вопрос: “А почему?”. Придется объяснять разный уровень финансирования».

Предстоит ответить на большинство вопросов Жерару Лопесу, который сам задаст ряд вопросов директору команды Эрику Булье. Ведь в этом сезоне был период двух подиумов пилотов команды, когда Петров и Хайдфельд опережали гонщиков Mercedes и на равных боролись с Ferrari. Потом наступил спад, связанный с доработкой автомобиля и не всегда верными инженерными решениями. Процесс вполне нормальный, но вряд ли забыто то, что говорил Эрик Булье в начале сезона: ориентир команды — четвертое место в Кубке конструкторов. Директору команды приходится балансировать на грани между спортивной составляющей и ее соответствием вложенным инвестициям. Ситуацию осложняет то, что в Энстоуне полным ходом идут работы по созданию машины для сезона 2012 года, и не стоит ожидать судьбоносных обновлений на R31 в ходе оставшейся азиатской части чемпионата. Не стоит забывать, что Lotus Renault GP — частная команда, и ее бюджет не соизмерим с финансовой платформой Mercedes, получающего от компании Petronas более 200 миллионов евро. Но при этом Эрик Булье держит обещание и от борьбы с Mercedes GP в этом сезоне не собирается отказываться.

Виталий Петров

© Фото: Lotus Renault GP

Продолжая тему «Формулы-1» как бизнес-проекта, не стоит забывать и о социальном значении. Тем более для России. Сегодня у нас есть не только российский пилот и команда с российской лицензией в чемпионате мира, но и живём в ожидании российского Гран-при. Казалось бы, если консолидировать все имеющиеся ресурсы, то будет нам счастье. Но не всё так просто. «Мы сейчас тесно сотрудничаем с командой Marussia Virgin, — рассказывает Оксана Косаченко. — Возможно, в следующем сезоне в их команде GP3 будут выступать Дима Суранович или Юра Григоренко. Во всяком случае, я ищу место для своего пилота в молодежной программе Marussia Virgin. А вот с теми, кто занимается проектом Гран-при России в 2014 году, взаимодействия нет. Я не уверена, что люди, занимающиеся организацией дрэг-рейсинга, способны справиться с проектом «Формулы-1». И если благодаря каким-то административным ресурсам им этот проект достался, то разумным решением было бы взаимодействие всех тех, кто имеет непосредственное отношение к “королевским” гонкам. Я, к примеру, узнаю о том, что происходит в Сочи, от Германа Тильке или от Берни Экклстоуна. А когда речь идет о проекте государственного значения, не хочется уподобляться героям басни «Лебедь, рак да щука»».