ЭТ-600, первый советский автомобиль с передним приводом
Первый отечественный переднеприводник? Это не ВАЗ-2108 и даже не моноприводный ЛуАЗ из первых партий, а малоизвестный мелкосерийный грузовичок ЭТ-600 эстонского производства.
На рубеже шестидесятых годов в СССР озаботились проблемой отсутствия лёгкого грузовика для потребительских обществ. ГАЗы и ЗИЛы были велики и дороги, легковой фургон МЗМА-400 просто дорог, а УАЗы дефицитны, поэтому начальник производственно-технического отдела автобазы Эстонского республиканского союза потребительских обществ (ЭРСПО) Роман Бертелов выдвинул идею создания машины, способной перевозить 500-600 кг.
Проект был одобрен, и уже в 1965 году силами автобазы ЭРСПО изготовили грузовичок ЭТ-500, где число 500 — грузоподъёмность в килограммах. Главная особенность модели — передний привод, а так как предполагалась эксплуатация машины только по асфальтовым дорогам, массивную раму и усиленные агрегаты посчитали ненужными.
Прототип ЭТ-500
А уже через год была создана усовершенствованная версия машины — ЭТ-600. Двигатель от «Запорожца» ЗАЗ-966А мощностью 30 л. с. располагался под двухдверной двухместной стеклопластиковой кабиной. Весила она, кстати, всего 40 кг, была весьма прочной и довольно лёгкой в изготовлении: втроём её формовали за четыре часа. Для доступа к мотору нужно было отвернуть два болта и откинуть кабину вперёд. Открутив ещё два, можно было её и вовсе снять. Измерять уровень масла и доливать его предстояло со стороны кузова через специальный люк.
Кузов, габариты которого составляли 2340×1370 мм, формировался деревянным настилом и штампованными металлическими бортами. Была предусмотрена установка обычного (на 2,9 кубометра) и даже изотермического фургона.
Основой конструкции служила рама из труб прямоугольного сечения. Силовой агрегат при помощи качающихся полуосей и синхронных карданных шарниров приводил в движение передние колёса. Рулевым механизмом, тормозами и колёсами поделился «Москвич-408». Передняя подвеска — независимая пружинная оригинальной конструкции: ради размещения полуосей её сделали опирающейся не на нижний рычаг, а на верхний. Задняя ось — неразрезная на полуэллиптических рессорах.
Снаряжённая масса компактного грузовичка ЭТ-600 длиной 3,63 метра составляла 746 кг, а полная, соответственно, 1346 кг при нагрузке 600 кг. При этом развесовка гружёного автомобиля была практически идеальной. Загородный расход топлива составлял 5,7 литра, городской – 9,5 литр на сотню километров. Мелитопольский двигатель МеМЗ разгонял машину до 84 км/ч, а радиус поворота был не более пяти метров.
В ходе испытаний ЭТ-600 преодолел более 20 тысяч километров как по Москве, так и по крымским серпантинам. Испытатели отметили компактные размеры машины, её хорошую манёвренность, отличную обзорность и удобную посадку водителя. Характеристики по торможению, преодолению подъёмов укладывались в пределы ГОСТов. Эксплуатация рекомендовалась исключительно на дорогах с твёрдым покрытием, что, впрочем, и предполагалось изначально.
Сохранившийся ЭТ-600 в Эстонском дорожном музее в деревне Варбузе
С 1967 по 1970 год на автобазе выпустили четыре десятка грузовичков, которые использовались ЭРСПО для развоза товаров по магазинам республики. Машину оценивали примерно в 2000 рублей (для сравнения — «Москвич» стоил пять тысяч), а при крупносерийном производстве цена могла упасть даже до 1300 рублей, как заявляли создатели.
Однако массовости так и не случилось: «помог» нагрянувший из ГДР Multicar. А уже в 1967 году в Луцке началось производство первого отечественного серийного переднеприводника — лёгкого внедорожника ЗАЗ-969В, который первое время был лишён полного привода из-за нехватки редукторов заднего моста. В 1971 году луцкий вездеход получил положенный ему полный привод, и только в 1984 году дебютировала первая массовая легковушка с передним приводом — ВАЗ-2108 «Спутник».