Эксплуатация Лада Largus на метане: экономия за 5000 километров

Снижение цен на нефть не сказалось на стоимости бензина. Население в последнее время ощутимо потеряло доходы. В разгар пандемии мы решили протестировать метановый Lada Largus CNG. Тест начался еще до самоизоляции, но затем автодилерам запретили работать, салоны закрылись, и вернуть машину не удалось. За два с лишним месяца Largus намотал более пяти тысяч километров. Достаточно для того, чтобы сделать некоторые выводы.

Главный вопрос всех знакомых, узнавших о моём метановом авто: как это — ехать на «бомбе»? Честно говоря, не знаю. Largus Переключение с бензина на метан сопровождается щелчком клапана на баллоне, который отчетливо слышен в стальной колбе. Но это единственное мгновение, когда я вспоминаю о 20 кубометрах газа под давлением 200–220 атмосфер за спиной пассажиров. Остальное время стараюсь об этом не думать. В народе говорят: «Кому суждено утонуть, в пожаре не сгорит». К тому же верю в заводское качество установки системы и ее итальянские компоненты. В Европе машин на метане много, как заводских, так и дооборудованных — там за безопасностью следят очень строго. И будь метан опасен, вряд ли его разрешили бы.

Оборудование итальянское потому, что ежегодно на Апеннинах производят 150–200 тысяч метановых машин, составляющих три четверти автомобилей, работающих на этом топливе в Европе. При этом газ доступен на половине всех заправочных станций и стоит вдвое дешевле бензина и дизеля.

Водители, выбравшие LargusС самого начала понятно, что свою жизнь доверили далеко не самому безопасному аппарату. Даже в топовой комплектации нет системы стабилизации, всего две подушки безопасности. Нет напоминания о спускающих колесах, которое часто может предотвратить ДТП. Набор систем комфорта тоже минималистичен: за дополнительные деньги недоступен климат-контроль, круиз, датчики света и дождя. Спасибо, что есть дистанционное управление центральным замком и стеклоподъемниками.

Интерьер первого «Логана» максимально прост, даже в самой богатой комплектации.

Магнитола предельно проста, есть Bluetooth, но нет управления на руле. Баранка не регулируется по вылету, а спинка водительского кресла заметно шатается, хотя машина имеет пробег всего 4000 километров. Хотелось бы добавить шумоизоляции: в салон постоянно проникает и шум дороги, и шум мотора. Кроме того, на холостом ходу на метане двигатель работает с небольшими перебоями.

Система метана не связана с бортовым компьютером.

Общавшиеся со мной владельцы «Ларгусов» относятся к неудобствам с долей оптимизма. Автомобиль ценят не из-за комфорта, а за вместительный багажник и неприхотливую конструкцию, унаследованную от первого поколения. Renault LoganНо и здесь есть нюансы: уже несколько лет на «Ларуссы» устанавливают моторы ВАЗ мощностью 87 или 106 л. с. Их отличает неприхотливость, а недавно инженеры избавили их от проблемы встречи клапанов с поршнями при обрыве ремня ГРМ.

Главным минусом потери метанового «Ларгуса» стал багажник: его объём уменьшился почти вдвое с 560 до 300 литров. При складывании спинок задних сидений образуется большой выступ, который не позволяет перевозить холодильник или шкаф.

Несмотря на заявленный объем в 90 литров, газовый баллон занимает в багажнике пространство объемом 260 литров, и складывание задних сидений не позволяет получить единый объем. Пластиковый кожух прочный. Распашные калитками с емкостями — неожиданная опция для Ларгуса.

С точки зрения водителя, отличия метанового «Ларгуса» от обычного невелики. У ручки КП появился несколько кустарный указатель запаса газа с единственной кнопкой управления системой. Интеграции с бортовым компьютером нет. Расход газа можно высчитать самостоятельно в блокнотике, и то с поправкой на разное давление на АЗС. Методика от полного бака до полного бака, как на бензине, не работает. В зависимости от давления на заправке в пустой баллон влезает разное количество газа. При номинале в 22 куба результаты от 19,5 до 21,3 кубометров. В среднем заправки хватает на 300—350 км, в зависимости от количества метана и трафика. Так что 1 кубометр можно приравнять к 1 литру бензина. Завод обещает средний расход 7,7 литров 92-го или 8 кубометров метана на 100 километров.

Шайба отображает уровень топлива и режим работы. Красный цвет указывает на использование бензина, а зеленый — метана.

Маленький объем баллона требует частых заправок, но чек с АЗС порадует: полный бак — 350–400 рублей. Стоимость газа в Москве достаточно высока — 17,5–18,5 руб. за кубометр. Выходит, километр пути на газе стоит 1–1,2 руб., а на бензине — около 3 рублей. Разница ощутимая! В регионах встречал цены и 14 рублей за куб. Экономия должна быть еще более заметной.

Газовая система по умолчанию настроена на приоритет метана, на который «Ларгус» переходит сразу же после прогрева. Летом это занимает несколько секунд, при нулевой температуре — несколько минут. Возвращение машины на бензин возможно принудительно и желательно для улучшения динамики. «Ларгус» никогда не претендовал на звание спорткара, но метан сделал его еще медленнее. Помимо веса газового оборудования около 100 кг, переход на метан съедает 12 л. с. и 13 Нм.

Для компенсации потери мощности разработчики установили на версию CNG коробку передач Renault с более короткой главной парой (4,2 вместо 3,9). Заявленное время разгона до сотни составляет 13,7 секунды на бензине и 14,5 на метане. Стандартный «Ларгус» мощностью 106 лошадиных сил разгоняется за 13,4 секунды. Учитывая что старты с места — не его сильная сторона, было проведено тестирование эластичности — ускорения на пятой передаче с 60 до 130 км/ч. Разница оказалась значительной: 51 секунда на метане и 35 на бензине. Это при условии, что в машине находились только два человека и багажник был пустым. А как будет при полной загрузке? Поэтому водителю важно точно рассчитать дистанцию при обгоне на трассе или заранее переключить питание мотора на бензин.

Малочисленность метановых заправок, о которой часто говорят сторонники бензина, не помешала мне. В городе их около десяти, все находятся у МКАДа. Максимальное отклонение от привычных маршрутов составляло не более пяти километров в одну сторону, а иногда заправки попадались по пути. Благодаря интернету газовые АЗС всегда можно найти и даже заранее узнать цену топлива. В Московской области мне удалось отыскать лишь две заправки. К сожалению, проехать на метане из Москвы до Сочи невозможно: перегоны между заправками превышают пятьсот километров.

Этот диван просторный, на нём комфортно разместиться троим, но для ног места не так много.

Для снижения расходов на топливо Largus CNG — выгодное предложение. Необходимо учитывать уменьшение объема багажного отделения и некоторое снижение динамики. В цельнометаллических фургонах на базе Largus проблема с багажным отделением не наблюдается: баллон в грузовой версии отделён перегородкой от салона и установлен за водительским креслом.

Любителям экономии на топливе, но не требующим вместительного багажника, подойдёт метановый седан Lada Vesta.
В нем более комфортный интерьер и богатый набор опций по цене ниже: базовую версию «газовой Весты» можно приобрести за 850 тысяч рублей, против 900 тысяч за «альтернативный Ларгус».

Несмотря ни на что, универсал оказался приятным сюрпризом. Холодильники перевозить приходится нечасто, за пять тысяч километров машина сэкономила около десяти тысяч рублей. Результат неплохой. Как быстро получится вернуть издержки в сто восемьдесят тысяч — пока неясно.

Технические характеристики Lada Largus CNG

Габариты (длина/ширина/высота) 4470х1750х1670 мм
База 2905 мм
Снаряженная масса 1450 кг
Полная масса 1790 кг
Клиренс 170 мм
Объем багажника 300 л
Объем топливного/газового бака 50/90 л (22 м3)
Двигатель бензин./метан., 4-цилиндр., 1596 см3, 106/5800 л. с./мин-1, 148/4200 Нм/мин-1
Трансмиссия механическая, 5‑ступенчатая, привод передний
Размер шин 185/65R15
Динамика (бенз./газ) 162 /155 км/ч; 13,7/14,5  с до 100 км/ч
Расход топлива 7,7 л / 8,0 3 на 100 км в смешан. цикле

  • Перемещение на машине одним из самых простых способов.
    Расходы, не превышающие одного рубля на километр, актуальны исключительно для электромобилей.

  • Меньшая потеря динамики при двукратном уменьшении объема.
    Недостаток метановых заправочных станций в регионах препятствует использованию автомобилей с таким топливом.

Вождение

«Ларгус» с своей большой базой обеспечивает комфортное движение по автострадам.

7

Салон

Водительское сиденье комфортное, но возможностей настройки кресла и руля не так много.

8

Комфорт

Подвеска хорошо подходит для отечественных дорог, но звукоизоляция нуждается в улучшении.

7

Безопасность

Две подушки безопасности отвечают за безопасность водителя и пассажира.
безопасности, АБС и иконки.

3

Средний балл


6,3