Двойное совершенство. 1963 г. Формула-1: чемпионаты, которых не было
«5 колесо» продолжает подводить итоги альтернативных чемпионатов Формулы-1 на основе исторических протоколов. В зачет Чемпионатов Европы идут результаты европейских пилотов в европейских Гран-при, а в зачет Кубка Наций – результаты пилотов разных стран во всех гонках чемпионата мира *
Чемпион мира 1963 г.: Джим Кларк (Великобритания), Lotus
Обладатель Кубка Конструкторов 1963 г.: Lotus
Чемпион Европы 1963 г.: Джим Кларк (Великобритания), Lotus
Кубок Наций 1963 г.: Великобритания – 131 очко, США – 56 очков, Новая Зеландия – 17 очков
Сезон 1963-го года получился одним из самых предсказуемых в истории Формулы-1 1950-1960-х годов. Однако этот чемпионат оказался столь ярко освещен блеском раскрывшегося во всей красе таланта «летучего шотландца» Джима Кларка, что отложился в памяти поклонников автоспорта надолго. Да, борьбы ни в личном зачете чемпионата мира, ни в Кубке Конструкторов в том сезоне по сути не получилось. Но не потому, что прошлогодние триумфаторы Ф-1 Хилл и BRM потеряли в скорости. Вовсе нет! Просто бороться с “двойным совершенством” Lotus: невероятным Джимом Кларком за рулем наконец-то доведенного до ума революционного Lotus 25 с несущим монококом, на том витке развития Формулы-1 было не под силу никому. Пожалуй даже сам Фанхио в годы триумфа Mercedes не выглядел столь убедительно, как Кларк в сезоне-1963.
Единственную неудачу Джимии потерпел на первой гонке сезона в Монако, где на его лидировавшем Lotus заклинило коробку передач. На своей любимой трассе впервые первенствовал Грэм Хилл, открыв тем самым убийственную серию из пяти побед в княжесте. Всего на счету британца за 18 сезонов в Ф-1 значатся 14 Гран-при, пять (!) из них завоеваны на самой сложной гоночной трассе планеты в Монте-Карло, лишь Айртону Сенне удалось превзойти это достижение, выиграв шесть гонок вокруг Казино.
Но вернемся в далекий 1963-й… Уже со второго этапа в Бельгии, удача наконец повернулась лицом к Кларку. Во всех девяти оставшихся гонках сезона он поднимался на подиум, причем семь раз – на его высшую ступеньку. А, поскольку в зачет чемпионата мира и Кубка Конструкторов шли лишь шесть лучших результатов, Кларк и Lotus впервые в истории Ф-1 не просто сделали дубль в чемпионатах, но и набрали абсолютный максимум: 54 очка из 54 возможных в обоих зачетах.
В подобной ситуации вопрос о лучшем пилоте Европы тоже, естественно не стоял, даже за без учета 22 очков, набранных в США, Мексике и Южной Африке, Кларк легко бы выиграл не только первенство Европы, но и чемпионат мира. Впрочем, и этого «летучему шотландцу» оказалось мало: он едва не выиграл в придачу еще и «500 миль Индианаполиса», финишировав в своей дебютной гонке на «старой кирпичнице» вторым!
Сродни чемпионату и Кубку Конструкторов оказалась бы в 1963-м и таблица Зачета Наций: впервые в истории Формулы-1 все 10 гонок выиграли представители одной страны – Великобритании (7 Кларк, 2 Хилл, 1 Сэртис). За ними же, причем в точно таком же соотношении, остались и все 10 поул-позиций сезона. А преимущество Британии в очках оказалось просто убийственным: 131:56 над занявшей второе место «сборной США». При том, что на счету финишировавшей (усилиями Брюса Мак-Ларена) третьей в национальном зачете Новой Зелании и вовсе значились лишь 17 зачетных баллов.
* Чемпионат мира по шоссейно-кольцевым автогонкам в классе Формула-1 – достаточно консервативный вид автоспорта. Помимо Кубка Конструкторов и чемпионского титула в личном зачете, в Ф-1 лишь в последние годы стали вручать призы новичкам и лучшим в квалификации. Прежде альтернативные зачеты были не в чести, за исключением разве что Приза Лоренцо Бандини да Кубков Колина Чепмена и Джима Кларка в 80-х… А между тем даже без дополнительных инвестиций в Ф-1 можно было проводить еще минимум пару чемпионатов в разных зачетах: Кубок Наций и Чемпионат Европы, например. Но лучше поздно, чем никогда: «5 колесо» продолжает серию альтернативных чемпионатов Ф-1 в этих двух номинациях, результаты которых будут подведены на основе сугубо исторических фактов.
1950 Формула-1: чемпионаты, которых не было!
1951 Формула-1: чемпионаты, которых не было!
1952 Формула-1: чемпионаты, которых не было!
1953 Формула-1: чемпионаты, которых не было!
1954 Формула-1: чемпионаты, которых не было!
1955 Формула-1: чемпионаты, которых не было!
1956 Формула-1: чемпионаты, которых не было!
1957 Формула-1: чемпионаты, которых не было!
1958 Формула-1: чемпионаты, которых не было!
1959 Формула-1: чемпионаты, которых не было!
1960 Формула-1: чемпионаты, которых не было!
1961 Формула-1: чемпионаты, которых не было!
1962 Формула-1: чемпионаты, которых не было!