Что мешает запустить беспилотный транспорт в российских городах


Что мешает запустить беспилотный транспорт в российских городах

Автомобили без водителя — это уже давно не вопрос технологий, так как в тестовом режиме беспилотные такси уже можно встретить в Москве, Казани и Санкт-Петербурге, но только в условиях испытательного полигона или на ограниченной территории, если за рулем находится инженер.

С одной стороны, для запуска беспилотного транспорта есть два мощных драйвера. Во-первых, экономический – беспилотники позволят сократить расходы на персонал и снизить последствия человеческого фактора. Во-вторых, политический, например, анонсированный запуск беспилотного грузового коридора по трассе «Москва – Санкт-Петербург» до 2024 форсирует тестирование и внедрение V2X-технологий и создание соответствующей инфраструктуры.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - bespilotnik_yandex_5-1024x614.jpg

Но есть и серьезные барьеры. В России пока нет единого стандарта беспилотного вождения. «Яндекс» и многие другие компании, разрабатывают свои беспилотные автомобили, алгоритмы беспилотного вождения, исключительно на основании камер, расположенных на борту машин. Компании не рассчитывают, что соответствующая инфраструктура будет внедрена. При этом мы понимаем, что взаимодействие с дорожной инфраструктурой достаточно важно, что обеспечить безопасные условия в городе для автомобилистов, пассажиров общественного транспорта и пешеходов.

Российские компании уже выступили с инициативой создания единой ИТ-платформы для строительства дорог и учета требований, необходимых для запуска беспилотного транспорта, еще на этапе проектирования магистралей. Поэтому важным участником таких инфраструктурных проектов должны стать компании, которые уже тестируют технологии V2X не только на полигонах, но и внедряют их в условиях реального города.

Пока речь идет о применении выделенной связи малого действия DSRC, основанной на технологиях WiFi, или С-V2X, связи между транспортным средством и любым объектом, базирующейся на сетях 5G. DSRC является частным случаем V2X. Если говорить о международных стандартах, то Европа пошла по пути DSRC, а Китай предпочёл стандартизацию C-V2X.

Что мешает запустить беспилотный транспорт в российских городах

Для полноценного запуска технологии V2X в условиях города и управления дорожным трафиком необходимо протестировать и внедрить несколько систем, которые обеспечивают обмен информацией между автомобилем и пользовательским смартфоном, несколькими автомобилями на дороге, между автомобилем, светофором и объектами дорожной инфраструктуры.

В 2020 году мы создали в Санкт-Петербурге пилотную зону V2X и протестировали семь сценариев взаимодействия автомобилистов, пешеходов и объектов дорожной инфраструктуры в условиях мегаполиса. В результате протестировали сценарии для организации приоритетного проезда общественного транспорта и автомобилей экстренных служб, информирования о скорости движения автомобилей для проезда на зелёный сигнал светофора, о приближении спецтранспорта, о наличии свободных мест на парковках, об авариях и заторах на пути следования автомобиля.

Например, водитель получает информацию о том, когда включится зеленый сигнал светофора, если случилась авария на перекрестке или полосе, водитель узнает об этом и сможет снизить скорость, чтобы избежать аварии, выбрать пути объезда и не увеличивать заторы. Или, например, предупредит о пешеходе на переходе.

Ещё одной сложностью становится отсутствие сплошного 4G-покрытием на автодорогах, а 5G существует только в пилотных зонах.

Барьером для запуска беспилотного вождения также пока остается нехватка актуальных данных об объектах дорожно-транспортной инфраструктуры. А ведь именно на основе этих данных беспилотный транспорт ориентируется на местности и принимает решения о движении. Необходимо создавать цифровой двойник транспортной системы, и для этого у российских компаний есть все необходимые технологии.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - bespilotnik_yandex_2-1024x633.jpg

Российские разработчики уже создали и протестировали все необходимые технологии для внедрения инфраструктуры. Например, компания «Цифровые дороги» (входит в ГК «Урбантех») предлагает технологию для оцифровки и создания виртуальной модели дорожной инфраструктуры. Она позволяет сократить объем данных, которые должен анализировать бортовой компьютер беспилотного автомобиля, а значит, увеличить скорость их обработки. Технология успешно прошла пилотные испытания в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Помимо технологических барьеров, которые уже решаются силами IT-бизнеса и государственных компаний, остается еще морально-этическая сторона вопроса. Можно ли научить авто принимать правильные решения во всех ситуациях? Поэтому эти вопросы важно урегулировать в законодательном порядке до запуска полноценного беспилотного вождения в России.


Источник