Будем ходить пешком: почему санкции убьют российский автопром
С авторынком ситуация более-менее понятна: он рухнет и непонятно, когда восстановится. А вот что будет с нашим автопромом?
К сожалению, разговоры про автопром за последние десятилетия всем поднадоели. Потому что автопром – это ВАЗ. И, в общем-то, всё. Правда, для исполинов духа есть можно упомянуть УАЗ – здесь можно поулыбаться. Вот УАЗ – это и есть наш настоящий автопром. Повыкидываем оттуда упоминание автоматических коробок, мультимедийных комплексов, сенсорных дисплеев и прочей мишуры – и сможем производить. Не очень много и не очень хорошо, но потянем.
Еще есть Аурус. И это хорошо: о нем можно будет мечтать. Мол, накоплю деньжат – куплю какой-нибудь Сенат.
Ну, а если совсем серьезно, то опять смотрим в сторону Тольятти. Не будем думать о том, останутся ли там французы – от таких раздумий голова вспухнет.
Ни одна автомобильная компания в мире сегодня не занимается натуральным хозяйством. Без импорта мог как-то обходиться разве что автопром времен СССР. А сегодня ситуация складывается так, что самыми импортонезависимыми вазовскими моделями на данный момент оказались Niva Legend и Niva Travel. Что-то заменим на отечественное, от чего-то откажемся. Производство прочих моделей — Granta, Vesta, XRAY и Largus —завязано на поставки комплектующих, которыми распоряжается Renault Group. Что им придет в голову? Скорее всего, как и всем остальным – ничего умного. Иными словами, тоже попытаются перекрыть кислород.
В ближайшие дни и недели из России убегут практически все иностранцы. Надолго или нет – не знает никто. Резкое удорожание валюты уже налицо. Нас ждет закрытие доступа к новым IT-технологиям, а также технологиям приборо- и станкостроении, и прочие удары по чувствительным областям экономики. В этом случае, скорее всего, мы вновь начнем отличать с первого взгляда одну Весту от другой, как раньше мгновенно замечали разницу между ВАЗ-2101 и ВАЗ-21011. Вновь войдут в обиход слова типа «Первая модель», «Третья модель». А если вдруг за дело возьмется ГАЗ, то снова оживут разговоры про «новую Волгу».
Отдельная головная боль – электроника. Единственная надежда – на Китай. Но заокеанские товарищи уже договорились с Тайванем насчет того, чтобы в Россию никакие полупроводники не поставлялись. Как на это отреагирует Китай – неизвестно. А рассчитывать на то, что мы сами опять начнем клепать блоки управления типа «Январь» или «Автрон», которые подойдут к современным автомобилям, все-таки всерьез не стоит. При таком раскладе отечественный рынок довольно быстро состарится.
Впрочем, повторюсь: к нам хлынут китайцы. Никто толком не знает, сколько там автозаводов и что они там выпустят уже завтра. Всё это просто обязано приехать к нам. Не знаю, будут ли китайцы развивать наш автопром, но почему бы и нет?
А еще один сценарий может быть примерно таким – фантазировать, так фантазировать. Почему бы не воспользоваться этим сумасшедшим кризисом и не навалиться, наконец, на общественный транспорт? Пусть ВАЗ клепает, что может и сколько может, но мы столько лет болтали о том, что развитие общественного транспорта для нас является приоритетным… И, вот – шанс: личный автомобиль в судорогах. Так, может быть, из этих минусов надо извлечь плюс – по Дейлу Карнеги? Используем ситуацию и объясняем, как же хорошо жить без личного автомобиля и всех проблем, связанных с ним. Клепаем автобусы, электробусы и что угодно, умеющее перевозить не одного человека, а хотя бы полсотни. Строим для них выделенные полосы – не липовые, а настоящие. Заставляем все это работать наподобие хорошего часового механизма – что здесь невозможного-то? А заодно развиваем велодорожки, роем метро, строим М12 и плюем на всех, кто решил нам нагадить.
Выживем. И выедем.