ЗИЛы в пустыне Каракумов (фото 1971 года)

В 1971 году летом четверо автомобилей ЗИЛ совершили автопробег по маршруту Москва — Каракумы — Москва. Заводские испытатели таким образом воспроизвели маршрут пробега 1933 года, где участвовали грузовики АМО-3.

Автопробег длиною 9500 км занял 54 дня и включал в себя 1400 км бездорожья. Испытатели проехали через Казань, Оренбург, Аральск, Ташкент, Самарканд, Баку, Тбилиси, Ростов-на-Дону и Харьков.

В поездку отправились четыре грузовика: ЗИЛ-130С с утеплённой кабиной, ЗИЛ-130Г большой длины и полноприводный. ЗИЛ-131Модель ЗИЛ-130 с кабина из стеклопластика, а также модификация с большим опытом эксплуатации.

В забеге приняли участие четырнадцать человек: сотрудники завода и учащиеся кинооператорского отделения. В Казани к группе присоединился пятнадцатый участник — беспородный щенок по кличке Каракум.

Автомобили отправлялись в путь в семь утра и завершали поездку к семи часам вечера. В дневное время температура воздуха в пустыне поднималась до сорока или четырёхдесяти четырёх градусов.

Грузовики подготовили к забегу. Доставили подрессоренные сиденья, пластиковые тепловые экраны на крыши, дополнительные топливные баки и противотуманные фары. Кабины всех машин покрасили в красный цвет.

Помимо четырёх грузовиков в заезде также выступал внедорожник. ГАЗ-69Вел разведку и возглавлял колонну.

Участники пробега забавлялись бегающими скорпионами: у каждой команды был свой членистоногий питомец в банке.

В ходе всего пробега у автомобилей произошли две незначительные поломки: на одном из грузовиков поменяли головку блока цилиндров, на другом — одну рессору.

Опыт, полученный во время автомобильного пробега, пригодился при создании автомобиля с открытым двигателем. ЗИЛа-170Машины, позже известные как КАМАЗы, и образцы новой линейки ЗИЛ-4331.

Опытный ЗИЛ-130Г со стеклопластиковой кабинойОтлично показал себя в сложных испытаниях – благодаря превосходной теплоизоляции кабины. Разработкой по данному проекту так и не воспользовались.