ЗИЛ-Sides VMA-30: поистине уникальная советская пожарная техника.

В начале 1970-х годов перед советскими специалистами по пожарной технике поставили задачу — создать новый тип пожарного автомобиля, используя серийные отечественные шасси и агрегаты. Необходимо было существенно повысить скорость движения, предусмотреть удобство и быстроту посадки-высадки пожарных, сократить время на боевое развертывание и обеспечить оперативность работы при тушении пожара.
Классическая капотная компоновка пожарных машин снижала управляемость, ухудшала обзор для водителя и не позволяла занизить центр тяжести из-за рамочной конструкции. Поэтому разработчики новой машины выбрали вагонную компоновку кузова с центральным расположением насосного агрегата.

В 1975 году объединение «Внештехника» и французская фирма Sides начали совместную работу над проектом. По французской классификации машина получила название VMA-30. Договор предусматривал изготовление двух опытных образцов автоцистерны во Франции. Для этого компании Sides передали два шасси автомобиля. ЗиЛ-131Для разработки проектной документации потребовалось почти два года. В 1977 году опытные автомобили были полностью собраны и переданы на испытания.
В результате работы специалисты решили разместить боевой расчет максимально низко и сделать двери широкими для сокращения времени высадки экипажа. Ширина дверного проема равнялась 1,1 метрам, что позволяло двум бойцам выйти из машины одновременно. Двери были ширмовыми.

Часть оборудования и экипажа разместили по сторонам несущей рамы, расположив лицом друг к другу вдоль кузова. Проектом предусмотрено шесть кресел и два откидных сиденья для увеличения боевого расчета. Пол автомобиля максимально опустили, высота ступени при входе не превышает 450 миллиметров.
Для снижения центра тяжести автомобиля водобак установили как можно ниже. На раму установили цельнометаллический каркасно-панельный кузов вагонной компоновки. Штурмовые лестницы и всасывающие рукава разместили максимально низко, а отсеки с оборудованием закрывались удобными шторками вместо откидных крышек.

Крышу автомобиля сделали плоской, чтобы пожарные могли тушить огонь с её поверхности при необходимости. Также на крыше находился лафетный ствол, который управлялся из кабины. Импортный насос низкого и высокого давления разместился между отсеками для пожарных бойцов.
Несмотря на прогрессивность конструкции, автомобиль имел недостатки. Кузовные панели были стальными (хотя рассматривался вариант стеклопластиковой облицовки), а цистерна изготовлена из нержавеющей стали, поэтому машина получилась достаточно тяжелой (полная масса составляла 12,1 тонны). Двигатель ЗиЛ-131 порой не обладал достаточной мощностью. Увеличенная ширина затрудняла маневрирование в городе.

В 1977 году после испытаний во Франции один из двух прототипов передали в СССР. Его выставили на нескольких выставках, рассматривали как экспортный продукт, а «Автоэкспорт» даже пытался собрать заказы. Зарубежные потребители посчитали технические характеристики неудовлетворительными, а по габаритам машина не подходила к существующему типу. В итоге финансирование со стороны СССР прекратили, и дело ограничилось двумя построенными образцами.
ЗИЛ-Sides принимал участие в работе Московской олимпиады 1980 года, а после был передан ленинградской пожарной части. Он служил там до середины 1990-х годов и был списан из строя по естественному износу. Впоследствии автомобиль отреставрировали, и теперь он демонстрируется на выставках и мероприятиях.