ЗИЛ-Э167: супервездеход для Крайнего Севера
Этот уникальный вездеход-гигант был создан в СССР для освоения труднодоступных районов Сибири. А руководила его разработкой женщина, что делает данный проект уникальным вдвойне
В ноябре 1961 года Совет Министров СССР выпустил постановление, в соответствии с которым заводу имени Лихачёва поручили сконструировать колёсный пассажирский снегоход с грузоподъёмностью в три и более тонны. На выполнение работ было отведено чуть более года – проект должен был быть сдан уже к 1 января 1963-го. Но, как это часто у нас бывает, с заданием дотянули до последнего – за дело взялись только в октябре 1962 года, когда пришёл запрос из управления автомобильной промышленности Мосгорсовнархоза о том, насколько успешно продвигается разработка машины. Оставалось всего два месяца, и дальше ждать было нельзя. Примечательно, что ведущим конструктором назначили женщину, А.Д. Андрееву – впрочем, уже в те годы среди инженеров-автомобилестроителей было немало представительниц слабого пола.
Из-за острой нехватки времени было решено использовать уже готовые узлы и агрегаты, и в качестве донора использовали один из экспериментальных образцов четырёхосного грузовика ЗИЛ-135Л. Так будущий снегоход получил силовой агрегат (расположенный в задней части машины), основные детали ходовой части и кабину. Кузов получился однообъёмным, вагонного типа, потому что салон и кожух моторного отсека объединили, изготовив при этом сам кузов из стеклопластика – для снижения веса. Компоновка шасси не была новой для советских вездеходов – конструкция с тремя равномерно распределёнными по колёсной базе мостами применялась с середины пятидесятых годов. Ведущими были передние и задние колёса. В силу особенного предназначения машины сами колёса были огромными – достаточными для того, чтобы проходить снежные сугробы глубиной в человеческий рост. Кстати, рисунок лося на борту ЗИЛ-Э167 не случаен. Если верить рассказам зиловцев, главный конструктор Грачёв решил оснастить снегоход большими и лёгкими колёсами после того, как увидел вышагивающего по снегу длинноногого лося. Конструкция колёс была позаимствована у тягача МАЗ-529Е, колёса (диски изготовили из стеклопластика), а шины изготовили совершенно новые, низкого давления. Дорожный просвет был идеально большим для машниы такого типа – 750 миллиметров.
ЗИЛ-Э167 оснащался сразу двумя мощнейшими двигателями – V-образными бензиновыми ЗИЛ-375 с предпусковыми подогревателями и рабочим объёмом по шесть литров каждый. Машина была экспериментальной, поэтому не сочли лишней и автоматическую гидромеханическую коробку передач. Максимальная скорость машины составляла 75 километров в час, а грузоподъёмность – 5 тонн. При бешеном расходе топлива около ста литров на сто километров ЗИЛ-Э167 имел приличный запас хода, потому что оснащался сразу несколькими бензобаками. Комфорт салона был весьма относителен, но с уверенностью можно сказать, что мёрзнуть ни водителю, ни пассажирам не приходилось: внутри было два отопителя, работавших с помощью тепла жидкостного охлаждения двигателей, дополнительно была установлена дровяная алюминиевая печь.
Снежный ЗИЛ был готов, и уже в январе 1963 года машину погнали на подмосковную целину на испытания. В течение двух лет опытный образец тестировали, а в 1965-м единственный экспериментальный экземпляр отправили на строительство газопровода в Сибири – там ЗИЛ-Э167 использовали в качестве тягача и пассажирского автомобиля в труднодоступных местах. Но несмотря на практический успех модели, интерес правительства к проекту угас, и серийного производства в итоге так и не получилось.
Volkswagen Rally Mobile для iPhone
© Фото: Volkswagen
Компания Volkswagen идет в ногу со временем. Специально для ралли «Дакар-2011» в VW разработали приложение под названием Rally mobile для iPhone и iPod touch. С его помощью поклонники трофи-рейдовых гонок, а также многочисленные журналисты смогут оставаться в курсе того, что будет происходить на трассе гонки – с 1 по 16 января. Легким движением руки (пальца) они смогут вывести на экран новости, результаты заездов, справочную информацию, а также мультимедийный контент. Rally mobile использует для работы последние технологические достижения iPhone и операционную систему iOS, отображает на экране тексты, фото- и видеоматериалы высокого разрешения, относящиеся к участию команды Volkswagen в ралли «Дакар».
Кстати, мультимедийный контент, может воспроизводиться на обычных проигрывателях с помощью технологии Airplay. Приложение Rally mobile уже сейчас можно бесплатно скачать в интернет-магазине Appstore компании Apple. Если пользователь владеет моделью 2010 года, последняя версия приложения будет загружена при обновлении программного обеспечения iPhone.
Rally mobile предлагает для загрузки ежедневный краткий видеообзор (около трех минут) только что завершенного этапа, информацию об экипажах команды Volkswagen в виде аудиофайлов или фотографий. В довершение предлагается множество справочных материалов: помимо интерактивного обзора нового VW Race Touareg 3 и его особенностей, пользователи iPhone имеют доступ к подробной информации об этапах, а также к картам ралли «Дакар». Кроме того, пользователи смогут открыть для себя интересные факты о Карлосе Сайнсе, Жиньеле де Вильере и других участниках благодаря всеобъемлющей информационной базе, включающей биографии пилотов и штурманов.