ЗиЛ-157: харизма важнее совершенства

Например, ЗиЛ-157. И сегодня редакция autotry.ru Проведёт диагностику этой прекрасной и, что важно, пригодной для эксплуатации машины.

Изображение: img.freepik.com

Что в имени тебе моём?


Знакомым многим российским водителям с опытом является ЗиЛ-157. Кто-то познакомился с ним в армии, кому-то он встречался на лесозаготовках или в сельской местности. Грузовик настолько прост по конструкции, ремонтопригоден и надежен, что многие экземпляры до сих пор в эксплуатации. А дебютировала модель в 1958 году.


Машина заработала несколько прозвищ, всё из уважения или доброго юмора.


Одно из самых старых названий ЗиЛ-157 – «Ступа». Связано оно с американскими грузовиками Студебекер, с которых частично скопировали ещё ЗиС-151. У модели есть много общего в дизайне с ЗиЛ-157. Зил-157 называли также «Трумэн», по фамилии президента США, который занимал этот пост в 1945 году. Говорили, что политик дал согласие на копирование автомобиля.

Изображение: img.freepik.com


Следующим прозвищем стало «Захар». Его унаследовали от более старых моделей ЗиС. Первым, получившим это прозвище, стал военный ЗиС-5.


Название «Колун» говорит о возможности прохождения сложных мест. ЗиЛ-157 без труда преодолевал ухабистые дороги. Часто эксплуатировался в тайге и на лесосеках, что роднит его с топором.


ЗиЛ-157 иногда называли «Людоедом», но это больше относится к КрАЗу. У грузовика Завода имени Лихачёва не было гидроусилителя руля, но он не настолько тяжёлый, чтобы портить предплечья водителям.

Как он появился


К середине 1940-х годов очевидно стало, что наиболее качественные грузовики повышенной проходимости выпускались в США. Советские и немецкие модели тоже не были плохи, однако у американцев была возможность изучать зарубежных конкурентов и без спешки разрабатывать новые конструкции.


Поэтому ЗиС-151 преимущественно был создан на базе Студебекеров. Никто не считал двухскатную ошиновку на задних осях недостатком. Правда, такие автомобили могли перевозить больше груза. Только конструкторам Завода имени Лихачёва пришла идея изготовить прототип машины с односкатной ошиновкой.


На тестах грузовик превзошел соперников, как российских, так и иностранных. Оттого выбор узла для новой модели решили, прежде всего, усилиями Виталия Грачёва.


ЗиЛ-157 отличался системой централизованного накачивания шин, что было новым для грузовых автомобилей.


Завод к 1958 году сменил название, поэтому модель, изначально названная ЗиС, вышла в серию под брендом ЗиЛ-157. Грузовик является как советским, так и российским, поскольку его выпускали до 1994 года.


Машина оснащена колесной формулой 6х6. Грузовик может перевозить до 4,5 тонн по дороге. При движении вне дорог этот показатель уменьшается до 2,5 тонн.

Дизайн


ЗиЛ-157 — безусловно, машина с яркой индивидуальностью. Несомненно, влияние пришёл из Америки, однако в Советском Союзе могли бы его упростить.
Власти страны решили, что автомобили должны показывать силу.

Изображение: img.freepik.com


Дизайн передней части ЗиЛ-157 создает впечатление живого существа.


Кабина аэродинамична, но обзор для водителя и пассажиров ограничен из-за малой площади остекления. Салон вмещает трёх человек, но более просторно там только водителю, у которого отдельное сиденье. Пассажирам приходится тесно размещаться на маленьком диване.

Основные ТТХ


Для ЗиЛ-157 конструкторы завода имени Лихачёва создали шестицилиндровый мотор объемом 5,5 литра. Выдаваемая им мощность составляет 104-109 лошадиных сил, при этом значение может варьироваться в зависимости от года выпуска.


Несмотря на скромные характеристики, силовой агрегат отличается тягой, сконцентрированной на низких оборотах. Это и необходимо для передвижения по бездорожью. Максимальная скорость не радовала даже в шестидесятых годах – всего 65 километров в час.

Изображение: img.freepik.com


Грузовик оснащен пятиступенчатой коробкой передач с раздаткой. Для реализации полного привода на трёхосном автомобиле предусмотрено пять карданов. Передний мост подключаемый и жесткий, что соответствует характеристикам внедорожников.

Особенности эксплуатации


Стоимость ЗиЛ-157 сегодня начинается от 150 тысяч рублей. Такой автомобиль может показаться привлекательным для поездок по выходным, однако важно учесть некоторые особенности. Во-первых, для езды по городу этот большой грузовик не подходит: у него слабая динамика разгона и в потоке современных машин он будет неудобен.


Маленькие дворы затруднят проезд ЗиЛ-157, особенно вечером. Расход топлива у автомобиля составляет около 40 литров на сто километров пробега по асфальтированным дорогам. Сэкономить можно, отключив передний мост, но максимум на пару литров.


Большинство ЗиЛ-157 не оснащены гидроусилителем руля. Наличие такого прибора свидетельствует о внедрении детали с ЗиЛ-131.


На бездорожье ЗиЛ-157 порадует высокой проходимостью. Расход топлива увеличивается приблизительно на 50%, а водитель должен обладать повышенной физической подготовкой.

Изображение: img.freepik.com


В личном подсобном хозяйстве эксплуатировать ЗиЛ-157 невыгодно, если это не специализированная машина на его шасси, например, автокран или буровая установка, которые могут приносить доход. Поэтому многие демонтируют бензиновые двигатели и устанавливают дизели.


Если рассматривать ЗиЛ-157 как основу для автодома, предназначенного для редких путешествий, то лучше сохранить бензиновый двигатель.

Справка

ЗиЛ-157 Это советский и российский грузовик средней грузоподъемности, рассчитанный на движение по пересеченной местности, выпускаемый заводом имени Лихачёва.

Ранее мы писали про проходимость советских грузовиков.